8 ноября 1863 года в Одессе на Соборной площади был торжественно открыт памятник генерал-губернатору новороссийскому и бессарабскому М.С. Воронцову, воздвигнутый на добровольные пожертвования горожан.
При постройке памятника М.С. Воронцову, комитет решил, что в память трудов покойного князя в Крымском регионе, пьедестал памятника должен был быть изготовлен из «горно-каменной глыбы», добытой именно на южном берегу Крыма. Сказано-сделано.
Изготовление пьедестала взял на себя Севастопольской I-ой гильдии купец П.А. Телятников, по смете которого пьедестал с доставкою на место должен был обойтись в 12-13 тысяч рублей. Однако уже в самом начале это предприятие постигла неудача: заготовленные глыбы камня потонули в море, несмотря на принимавшиеся Комитетом и предпринимателем всевозможные меры предосторожности. Потеря оценивалась более чем в 7000 рублей. Но Телятников добавил от себя к ассигнованной сумме 3000 рублей.
Одиннадцать камней, самый меньший из которых весил более 200 пудов, — для цоколя, карниза и средней части пьедестала – были добыты вблизи Аю-Дага. Глыбы камней «рвали порохом» в полутора верстах от берега. Их перетаскивание через скалы и овраги, которые приходилось забрасывать камнями и деревьями, представляло необычайную сложность. Использование лошадей или быков в этих условиях было невозможно. На протяжении трех месяцев ежедневно этой работой занимались около 70 человек. В некоторые дни глыба преодолевала путь всего в одну сажень (сажень равна 2,13 м – авт.).
А на берегу ожидало новое препятствие – обрыв в 4 сажени высотой, за которым простиралась отмель, не дававшая возможности подойти судну к берегу. Пришлось строить мост в 20 саженей длины. Погрузка на судно этих глыб также представляла собой необычайную трудность из-за постоянной зыби. Приходилось выбирать те несколько часов в сутки, когда море было спокойным.
По пути в Одессу судно, буксируемое большим пароходом «Александр», нанятым в Обществе Пароходства и Торговли, от начавшегося сильного ветра подвергалось большой опасности, теряя устойчивость, так как большие камни располагались на палубе из-за невозможности погрузить их в трюм.
По прибытии в Одессу доставка глыб от пристани на Соборную площадь, к месту установки памятника, представляла также не меньшую трудность. Приходилось преодолевать большой подъем, а дубовые катки, подкладываемые под каменные глыбы громадной тяжести, превращались в щепки.
Гранитные детали памятника устанавливались друг на друга по классической древнегреческой технологии. Для этого использовались свинцовые пластины, которые под весом гранитного блока выдавливались и принимали шероховатую форму их поверхности как бы «склеивая» между собой. Края этих свинцовых пластин хорошо видны и сейчас.
Справка: Авторитет этого человека, любовь и уважение к нему сограждан были так велики, что уже вскоре после смерти Михаила Семеновича Воронцова на экстраординарном собрании Общества сельского хозяйства Южной России, президентом которого он был, единогласно было принято предложение о сооружении ему памятника.
Общество обратилось к императору Александру II с просьбой разрешить начать сбор денег по подписке на сооружение в Одессе памятника прославленному генерал-губернатору. Высочайшее разрешение было дано, и подписка по всей империи прошла успешно.
Председателем Комитета по сбору приношений был избран вице-президент Общества граф М.Д. Толстой, который стал первым и самым щедрым вкладчиком. Император Александр II пожертвовал 3000 рублей серебром «из собственных сумм», многие граждане Одессы, в первые же дни открытия подписки, внесли свои сбережения. Пожертвования приходили не только от граждан России, но и от иностранцев. И он таки заслужил!