233 года назад, 14 января 1788 года, указом Екатерины II Войско верных казаков было официально названо Черноморским казачьим войском, а добровольцам от государства пообещали службу под руководством запорожских старшин, продуктовое и денежное содержание, освобождение от налогов и прочие льготы.
Проявить себя черноморские казаки смогли уже 26 января, когда под командованием Головатого 200 казаков совершили успешный рейд на турецкое поселение Аджигол. Спустя месяц, 27 февраля, Суворов лично вернул казацким старшинам клейноды — войсковые знаки или атрибуты власти руководителей казачьего войска.
Историю войска Верных Черноморских казаков одесситы знают на примере истории родного города достаточно не плохо, но все же есть еще несколько малоизвестных и очень любопытных фактов:
Например, оказывается уже в 1792-1793 годах сразу же обнаружилась малочисленность Черноморского войска, как для заселения местности, так и для охраны ее границ со стороны черкесов. Обширный край и значительное протяжение Черноморской кордонной линии требовали больше населения, чем его перешло из-за Буга. Именно по этой причине черноморское казачье войско, описывалось историками того времени как «собранное из разных мест, разрозненное и, отчасти разноплеменное…».
Ордером от 2 января 1788 г. Г.А. Потемкин призывает атамана С. Белого «употребить всемерное старание о приумножении казаков». 4 октября 1789 г. он в очередной раз приказывает: «Войску верных казаков Черноморских позволяется принимать всех свободных людей…»
Разрешение принимать в казаки всех желающих свободных людей (не говоря уже о нелегальном поступлении беглых) резко меняет социальную структуру войска, в него устремляются представители различных сословных групп общества. В конце концов бывшие сечевики составили в новом войске меньшинство. По подсчетам И. Бентковского, в 1795 г. «истых сечевиков» насчитывалось только 30 %, «охотников» из свободных людей – 40 %, «прочих» – 30 %. Подсчеты сделаны по материалам переписи 1794 г., проведенной поручиком Миргородским и корнетом Демидовичем: из 12 645 казаков, проживавших в 40 куренях, «служивших в бывшей Сечи Запорожской» оказалось 5503 человека.
Такой способ комплектования войска «сверху» во многом предопределили его многонациональный состав. Например в высших эшелонах черноморской старшины мы встречаем «польской породы» войскового писаря И. Подлесецкого, кроме того, в казаки была записана часть пленных поляков, захваченных черноморцами в «польском походе» 1794 г.
В 1793 г. в Черноморское войско записался «Степан Моисеев Заводовский, родившийся в турецком городе Хотене в законе еврейском», 10 апреля 1795 г. зачислен в войско «евреин Иосиф Шендер», в 1804 г. в черноморские казаки под именем Василия Лавровского был зачислен австрийский еврей Авелейд, а в 1810 г. – еврей Шиман Лейзерович, был также старший член войскового правления еврей Литевский. Поэтому ничего удивительного нет в том, что своим атаманом кубанцы избрали генерал-майора Н.А. Букретова, еврея по национальности. Дело в том, что по законам казачьего войска, человек, избранный атаманом принимает присягу «соответственно требованиям и обрядам своей религии».
Сохранилось значительное число документов о поступлении в Черноморское войско адыгов, например семья известного рода Животовских, были и армяне, как войсковой старшина Никита Иванович Гаджанов («родом от Меликов армянских»), а в 1810 году в казаки по распоряжению де Ришелье зачислили 55 молдаван, служивших в упраздненном Буджакском войске.
В формулярном списке войсковых чиновников за 1809 г. мы встречаем болгарина Емельяна Матвеевича Стоянова, серба Романа Степановича Шелеста, грека Никифора Михайловича Погачевского и др. И подобных примеров можно привести еще огромное множество.
Однако, признавая многонациональный состав войска, можно согласится с Ф.А. Щербиной, утверждавшим, что представители других национальностей просто «тонули» в массе чисто малорусского населения. На каждый десяток приведенных выше документов приходятся просто сотни других с такой почти стандартной формулировкой – «… он породы малороссийской. Звания казачьего».
Один из первых историков Кубани И.Д. Попко в 1858 г. писал:
«Весь войсковой состав черноморского народонаселения носит одну физиономию, запечатлен одною народностью – малороссийскою… Черноморцы говорят малороссийским языком, хорошо сохранившимся. На столько же сохранились, под их военною кавказскою оболочкою, черты малороссийской народности в нравах, обычаях, поверьях, в быту домашнем и общественном».
Вот такие вот интересные факты про наших Верных Черноморских казаков. Тех самых, что под командованием Иосифа де Рибаса брали штурмом Хаджибей.
Образование в 1860 году Кубанского казачьего войска наглядно показало этнические различия между Кубанцами и Черноморцами. Различия эти спустя более пол века обострили революция и гражданская война.
Кубанцы и черноморцы, за 60 лет совместной жизни не слились так, чтобы не было заметно швов в их долголетнем союзе. Черноморская половина – прямые потоки запорожцев, Кубанцы — русские казаки. Хотя несомненно, что этническая самоидентификация политической, научной, культурной элиты с одной стороны и рядового станичного казачества с другой могут оказаться далеко не адекватными. А как быть с людьми, ставшими казаками во второй половине XIX — начале ХХ вв. Это приписанные в казаки офицеры регулярной армии, зачисленные в войсковое сословие крестьяне различных губерний, отставные рядовые армии, казаки других казачьих войск. Их тысячи. Наверняка этническая картина казачества начала ХХ в является более пестрой, нежели это представляется сторонникам обеих линий…