Какая сейчас ситуация с гуманитарной эвакуацией людей и прибывающими в Украину гуманитарными грузами в своем интервью телеканалу АTR рассказал во Львове начальник отдела организаций пограничного контроля Западного регионального управления ГПСУ Игорь Матвийчук. Об этом сообщили в пресс-служба ГПСУ.
Основной, самый большой путь эвакуации – это железнодорожные экскурсионные поезда, которые курсируют в направлении Черновцов, направлении Закарпатья, станции «Чоп» и соответственно в сторону Венгрии и Словакии. Основное направление – это Польша, где мы проводим через три железнодорожные ветки «Мостиска», «Лудин» и «Ягодин». Основной хаб – это у нас железнодорожный вокзал Львова, где все эвакуационные поезда осуществляют из Украины, из всех городов приходят и там люди выбирают направление. Мы им предлагаем, часть из них уезжает эвакуационными автобусами с площади у железнодорожного вокзала на действующие пункты пересечения.
И хорошее у нас в этом плане взаимодействие с Львовской областной администрацией, с транспортными компаниями, осуществляющими перевозку. С железной дорогой, с волонтерами, со всеми причастными представительствами и консульствами иностранных государств, информирующих нас о том, граждане каких стран, где, куда планируют, в каком количестве, чтобы это все было равномерно распределено между основными путями эвакуации – и автомобильными, и железнодорожными. . В таком режиме мы круглосуточно работаем, все пункты пересечения, даже работавшие в дневное время, переведены на круглосуточное, у всех открытые пешие переходы. То есть есть часть, которые едут автобусами, пересекают границу, часть высаживают людей и они двигаются в пешем порядке. Стараемся предпочтение давать детям, женщинам с детьми, потому что им очень тяжело и к тому же холодное время года.
Есть ли условия на вокзале, чтобы ждать?
Волонтерами, Львовской областной администрацией, многими общественными организациями, причастными к гуманитарным вопросам, сделано очень большое количество мероприятий, большое количество работы, чтобы создать эти условия. Это и палатки, это и горячее питание, памперсы, детское питание, биотуалеты.
Это все вокруг жд вокзала?
Это все у железнодорожного вокзала, у всех переходов пунктов пропуска, пересечения границы, максимально сделано так, чтобы люди имели, где подождать, насколько это возможно на то количество людей.
Сколько занимает время ожидания на ж/д вокзале?
Зависит от того, сколько людей и сколько поездов, надолго не задерживаются. Это несколько часов, может быть и 3 и 5, 6 и 7 часов. Все зависит от возможности приема смежными сторонами – поляками, венграми, словаками, в первую очередь – поляками. Готова ли Польша принять такое количество людей? Например, если взять по станции «Мостиска-2», то есть очередь эвакуационных поездов, они стоят по станциям «Судовая Вишня», «Городок». Собирается по 600, 1000 человек, пока не заберут поляки. То есть это может быть до 3-4 поездов в ожидании.
Где лучше пересекать границу машиной и пешком? Как вы мониторите и как разгружаете направления?
Я очень прошу, если есть такая возможность, выбирать участок с Венгрией, это пункты пропуска «Звонковое», «Косино», «Лужанка», «Вилок», «Тиса», которые наименее загружены, и участок в Волынской области – это « Ягодин» и «Устилуг». Если есть такая возможность, по автомобильному направлению. По пешеходам, конечно, что пешеходы сами не появляются, они привозятся. Здесь выбор не велик, это вопрос транспорта, и мы пытаемся обмениваться информацией с транспортниками, чтобы они знали куда везти, распределяем по количеству. Есть у нас шесть переходов на Львовщине, и мы стараемся все распределить равномерно, не зависимо от «Смольницы», или в горах…
Я понимаю, почему люди хотят в Польшу, потому что там условия?
В первую очередь, это потому, что Польша ближе. Потому что до Закарпатья и Венгрии еще нужно доехать, и люди в панике. Не нужно паниковать, условия созданы, здесь покой, можно спокойно пересечь. Главное не поддаваться панике, и не торопиться. На сегодняшний день это уже пик, за последние 10 дней это уже пиковая нагрузка, мы уже выпустили 116 тысяч человек. Мы уже это называем условно второй волной, потому что у нас было буквально за эти 10 дней буквально 2 дня, когда вообще не было никого на границе. Были первые 5 дней, и мы дошли до 110 тысяч, а сейчас уже дошли до 116 тысяч.
Конкретный вопрос. Если автомобиль не твой, документы не на твое имя можно ли пересечь границу?
Вопрос изучается представителями Гостаможслужбы, так как они ответственны за регистрацию, как правило, они упрощают эту процедуру. Они устанавливают, какое отношение человек имеет к этому автомобилю. Дают разрешение на выпуск и никаких проблем нет. По «зеленой карте» тоже были нюансы. Мы сделали упрощение. Транспортное бюро Украины упростило и позволило выезжать на украинской регистрации без «зеленой карты», поляки сначала к этому не были готовы, когда мы пытались реагировать. Предоставляли бесплатные, но они кончились. Соответственно потребность в покупке. Поэтому прошу – купите заранее, если есть возможности, есть пункты подальше от границы, потому что на границе их просто разбирают и их нет.
То есть, поляки пустят?
Надо будет покупать. Лучше заранее купить «зеленую карту».
Какие правила пересечения границы для женщин и детей, и мужчин моложе 18 лет?
Что касается упрощения между нами и нашими соседями. Просроченные паспорта, внутренние паспорта, свидетельство рождения – все принимается, все изучается. И дается право. Без документов сложнее, если иностранец, нам нужно как-то идентифицировать человека. Конечно, мы будем искать, по ксерокопиям, мы изучаем все, для того, чтобы установить. Важный вопрос – это дети. Дети несовершеннолетние, сами не смогут пересечь границу. Мы будем принимать все меры, чтобы идентифицировать взрослых. Если сопровождают бабушки, родной дядя или тетя.
А если знакомые, соседи?
Это проблемно. Ответственность. Я думаю, что мы понимаем все же желание родителей в пересечении границы ребенком, понимаем ситуацию. Я думаю, что все это индивидуально. Сейчас общее правило как-то определить сложно. Мы в каждой ситуации вникаем и разбираемся. По возможности устанавливаем контакты с родителями. В том числе бывают организованные группы – вывозят из детдомов, есть сложности со многими документами. Смотря какой регион, есть ли возможность такие документы изготовить, есть регионы, где оккупант сейчас уже полностью и нет возможности для работы государственных органов и учреждений. Всё индивидуально.
То есть, вы работаете в таком реактивном режиме?
Все в рабочем, работаем 24/7. Большое количество людей привлечено для того, чтобы гуманитарную катастрофу цивилизованно решать. Сделать возможность возвращения в Украину, чтобы мы поняли, кто возвращается в Украину, и чтобы это было быстрее и проще. Потому что мы анализируем, что это процесс возвращения. Соответственно, мы должны знать, кто и куда уехал.
Что вы знаете о помощи соседних стран?
Хочу сказать, и хотел бы поблагодарить, если услышат меня, мне очень приятно работать с нашими польскими коллегами. Сотрудничество именно в этой ситуации можно оценить, кто товарищ, а кто враг. Поэтому так делают наши коллеги поляки, насколько они помогают, насколько у них организованы постоянные автобусы. Как людей берут такое количество, как пропускают – они тоже работают 24/7. Для них это тоже вызов, и они с ним справляются. Спасибо им, если бы не они, нам бы было намного труднее. Я еще не говорю о волонтерстве, даже обеспечить продовольствием и предметами первой необходимости.
Ни один мужчина, женщина или ребенок, пожилые люди никого не возвращают?
Никого. Всех обеспечивают, интересуются, есть ли у них семьи, есть куда ехать. Если нет, то размещают, бесплатно питание. То есть с точки зрения гуманизма, там все ок. И очень им благодарен.
То есть беспокоиться не надо? Надо просто быть внимательным, спокойным, не паниковать, исполнять то, что просят пограничники. Подписаться на страницу Западного регионального управления ГПСУ.
Многое есть информации. Мы развернули консультационный пункт, предоставили максимально телефоны и электронные ящики. 24/7 даем ответы, консультируем людей,