В условиях военного положения бизнес неизбежно несет значительные потери и сталкивается с рисками полной остановки. Об этом пишет «Волнорез».
Как сообщили в Юридической фирме «АНК», с целью поддержания национальной экономики и населения 03 февраля 2022 года были приняты и 07.03.2022 года вступили в силу два Закона Украины, направленные на поддержку бизнеса в период военного положения:
— Закон «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» №2115-IХ (Законопроект №7121);
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и иные законодательные акты Украины относительно особенностей налогообложения и подачи отчетности в период военного положения» №2118-IX (Законопроект № 7125).
Стоит отметить, что в указанных законах закреплены разъяснения раннее предоставленные налоговой службой Украины.
Далее предлагаем Вашему вниманию обзор основных положений.
Законом «О защите интересов субъектов подачи отчетности и других документов в период действия военного положения или состояния войны» № 2115-IХ от 03.03.2022 года предусмотрено, что:
1) физические лица, физические лица — предприниматели, юридические лица представляют учетные, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, представление которых требуется в соответствии с нормами действующего законодательства в документальной и/или в электронной форме, в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения или состояния войны за весь период непредставления отчетности или обязанности подать документы;
2) в период действия военного положения или состояния войны, а также в течение трех месяцев после его завершения, не применяется административная и (или) уголовная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности и (или) документов, определенных пунктом 1, к физическим лицам , физическим лицам-предпринимателям, юридическим лицам;
3) лица, не имеющие физической возможности в течение трех месяцев после прекращения или отмены военного положения представить отчетность или документы, указанные в пункте 1, в связи с непосредственными последствиями их участия в боевых действиях, освобождаются от административной и (или) уголовной ответственности и представляют отчетность или документы не позднее одного месяца со дня окончания последствий, которые делали невозможным их предоставление;
4) в период действия военного положения или состояния войны какие-либо проверки о своевременности и полноты представления каких-либо отчетов или документов отчетного характера уполномоченными органами не производятся.
Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и иные законодательные акты Украины относительно особенностей налогообложения и подачи отчетности в период военного положения» №2118-IX от 03.03.2022 года предусмотрены дополнительные благоприятные условия для финансовой поддержки на период действия военного положения, в частности:
1) в случае отсутствия возможности соблюсти обязанность по соблюдению сроков уплаты налоговой и сборов, подачи отчетности, в том числе по подаче декларации по налогу на прибыль с финансовой отчетностью и с аудиторским заключением, регистрации налоговых и акцизных накладных, расчетов корректировок, подачи электронных документов, которые содержат данные о фактических остатках топлива и оборота топлива и спирта этилового, налогоплательщики освобождаются от ответственности с обязательным выполнением таких обязанностей на протяжении трех месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине;
2) не облагается НДС и акцизом товары (в т. ч. подакцизные), средства и услуги, добровольно переданные или отчужденные в пользу Вооруженных сил Украины и подразделений территориальной обороны без предварительного или последующего возмещения их стоимости;
3) в случае невозможности зарегистрировать акцизную накладную в Едином реестре акцизных накладных разрешается перемещение топлива или спирта этилового транспортными средствами при наличии товарно-транспортной накладной, которая должна содержать всю информацию, которая должна содержаться в акцизной накладной, подлежащей регистрации;
4) учитываются в составе расходов в полном объеме средства, стоимость товаров, работ и услуг по перечню, определяемому Правительством добровольно перечисленным ВСУ, НГУ, СБУ, ГНСУ, МВД, УГО, другим образованным в соответствии с законами Украины военным формированиям;
5) освобождаются от налогообложения ввозной пошлиной социально-значимые продукты питания, лекарственные средства и медицинские изделия, на которые Правительством установлены фиксированные цены в понимании Закона Украины «О ценах и ценообразовании»:
6) налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки приостанавливаются;
7) операции по добровольной передаче или отчуждению средств, товаров, в том числе подакцизных, предоставление услуг в пользу ВСУ и подразделений территориальной обороны, без предварительного или последующего возмещения их стоимости, не считаются операциями по реализации для целей налогообложения;
8) сумма возмещения стоимости горючего, израсходованного при предоставлении услуг по перевозке для обеспечения потребностей Вооруженных сил Украины и подразделений территориальной обороны, не включается в состав налогооблагаемого дохода физических лиц, предоставляющих такие услуги;
9) продлевается действие всех акцизных лицензий в случае неуплаты очередного платежа, обязанность уплатить очередной платеж возникает на протяжении 30 дней, следующих за днем отмены военного положения;
10) устанавливаются особенности производства и импорта табачных изделий;
11) для налогоплательщиков и контролирующих органов приостанавливаются все сроки, предусмотренные Налоговым кодексом и другим законодательством, соблюдение которого контролирует налоговая;
12) приостановлено действие пунктов 200.10 – 200.12 статьи 200 Налогового кодекса Украины, которые регулируют проведение камеральных и документальных проверок сумм НДС, заявленных к возмещению из бюджета, а также сроки отражения заявлений в Реестре заявлений на получение бюджетного возмещения НДС.
Несмотря на все послабления, рекомендовали бы по возможности соблюдать сроки подачи отчетности и уплаты налоговых обязательств. На наш взгляд, в указанных Законах сделан акцент на освобождении от ответственности «в случае невозможности выполнить обязанность», следовательно, не исключено, что налоговая будет изучать каждый конкретный случай на предмет невозможности выполнить обязанность (например, был ли регион зоной активных военных действий и т.п.).