4 декабря в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 2524 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно функционирования электронного кабинета и упрощения работы физических лиц-предпринимателей.Как предлагается упростить деятельность ФЛП и как это будет выглядеть на практике, рассказывает Mind
Проект закона предусматривает ряд изменений, которые совершенствуют и упрощают взаимодействие налогоплательщика (бизнеса) и государства (контролирующего органа) в налоговом поле через электронный кабинет.
Как может измениться ответственность за ошибки
Документом предлагается отменить необходимость подтверждения техническим администратором или методологом факта технического сбоя, методологических или технических ошибок.
Сейчас подача налогоплательщиком отчетности напрямую зависит от корректной работы е-кабинета. Так, в случае сбоев в работе системы предприниматель освобождается от ответственности, только если соответствующая системная ошибка была признана техническим администратором или методологом е-кабинета или подтверждена решением суда, что приводит к дополнительной нагрузке на суды.
Это одно из важных изменений в пользу бизнеса. Так, ежегодно налогоплательщики получали штрафные санкции за несвоевременную подачу отчетности, в связи со сбоями в работе серверов ДФС. Поэтому предпринимателям нужно было доказывать свою правоту.
Об упрощении регистрации документов
Законодатель предлагает отменить требование подавать заявление на присоединение к договору о признании электронных документов после регистрации или обновления ключей квалифицированной е-подписи. Зато предусмотрена автоматическая регистрация в электронном кабинете полученных от хозяйствующих субъектов документов.
Это предложение дополняет логическую цепь и процесс автоматизации, иначе в чем смысл упрощать процедуры, если к каждому документу еще нужно подкрепление в виде заявления.
В то же время действующим законодательством предусмотрено, что для подачи документов через е-кабинет предприниматель должен сначала подать соответствующее заявление и дождаться его обработки налоговой. Кроме того, документы, поступающие через е-кабинет, регистрируются в ручном режиме. Обычно такой сложный процесс замедляет всю процедуру.
Об е-общении с налоговой
Документом предусмотрено, что в е-кабинете будут отражаться, в частности, копии налоговых уведомлений-решений и других документов, направляемых налоговым органом плательщику. Также там будет доступна информация о сумме и дате согласования обязательства.
Кроме того, налоговый орган будет вести е-переписку с налогоплательщиком, подавшим заявление о желании получать документы через е-кабинет. Данные изменения значительно уменьшат расходы государственного бюджета, которые шли на общение с налогоплательщиками в «бумажном» виде.
Это также позволит решить распространенную проблему отражения у налогоплательщика налогового долга без имеющихся на то оснований – без учета факта подачи жалобы в административном порядке или обращения в суд до момента согласования денежного обязательства.
Также из-за разделения налоговой и таможенной служб, законопроектом предусмотрено исключение из перечня функций е-кабинета, касающихся осуществления таможенной деятельности.
Как предлагается вести учет доходов и расходов
Одним из полезных нововведений для предпринимателей является отмена требования обязательной регистрации книги учета доходов и книги учета доходов и расходов. Такая обязанность отменяется для физических лиц-предпринимателей (ФЛП) 1, 2 и 3 группы, которые не являются плательщиками НДС.
Указанное предложение снимает определенные формальности и временные затраты как бизнеса, так и контролирующего органа.
Так, действующим законодательством предусмотрены требования для ФЛП регистрировать и вести книгу учета доходов, а штраф за ошибки или отсутствие такой книги согласно Налоговому кодексу Украины составляет 510 грн и в соответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях – до 136 грн.
В то же время ФЛП эту книгу или вообще не получают, или заполняют только в случае проверки.
Однако законопроект оставляет налогоплательщику право вести эту книгу по собственному желанию, как в бумажном, так и в электронном виде. Зато ответственность за ее неведение или ошибки в книге доходов наступает только, если налогоплательщик официально сообщил о таком желании.
В целом предложенные нововведения автоматизируют, упростят, ускорят определенные формальные процессы и отменят лишние операционные действия, которые отнимают время. Благодаря указанным изменениям бизнес и контролирующий орган смогут сэкономить свои время и деньги. Теперь будем ждать рассмотрения документа в Верховной Раде – захотят ли народные избранники воплотить эти инициативы в жизнь.