новости

все новости

Высокие портовые сборы разрушают морскую отрасль страны

23:23 9 Марта

Автор:Николай Марченко

Платежи, взимаемые в портах Украины с судов и грузов, настолько высоки, что бизнесу невыгодно работать в наших портах. Неконкурентные государственные тарифы отпугивают клиентов и не дают портам развиваться.

Фото: Высокие портовые сборы разрушают морскую отрасль страны

Автор:

Для Одесской области, где расположены семь морских портов, в том числе три крупнейших – Одесса, Черноморск и Южный, эта тема является одной из ключевых.

 

В Украине нужно уменьшить портовые сборы на 63%, что позволит увеличить рост ВВП страны на 1%, считают экспортеры. С начала 2018 года портовые сборы снижены на 20%, но нужно еще на 54% - с таким обращением промышленники собираются идти к Гройсману.

 

В Индексе логистики Мирового банка по итогам 2016 года Украина заняла 80-е место из 160. Этот показатель сформирован в том числе на основе данных о работе портовой инфраструктуры. Сейчас расходы украинских экспортеров в портах выше, чем в других странах, в среднем на 20 долларов за тонну. «Стоимость судозахода в Южный в 4,2 раза выше, чем в среднем по портам Черного моря и в 4,5 раза больше, чем у портов-конкурентов. В Украине наибольшее количество видов сборов (семь). Для сравнения: в Тубарао (Бразилия) – только 2 вида сборов», - рассказывает консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев.

 

Из-за высоких сборов украинские порты теряют клиентов, особенно транзитных. Ведь уровень конкуренции в транспортной сфере в мире очень высокий.

 

Министр инфраструктуры Владимир Омелян полтора года назад не скупился на обещания снизить портовые сборы. Министр говорил о новой методике, которая якобы позволит уменьшить их минимум в 2 раза. Но в результате поступились только на 20%. Даже после снижения уровень портовых сборов в Украине остается запредельно высоким. «Я иду в Туапсе – мне обслуживание стоит 45 тыс., прихожу в родную Одессу – 100 тысяч долларов», - цитируют СМИ судовладельцев.

 

Даже после объявленного снижения расценки украинских портов превышают аналогичные в крупных морских портах в 4 раза, приводит пример маркетинг-директор группы Ferrexpo по странам СНГ Ярославна Блонская. Если до снижения тарифа речь шла о платежах 471 тыс. долларов с кепсайза в год, то теперь - 379 тыс., тогда как, например, в Бразилии с такого же корабля платят 85 тыс. долларов в год.

 

Портовая отрасль является бюджетообразующей для Одесской области и одним из главных работодателей. Увы, высокие портовые сборы не идут на развитие портов, а просто «вытягиваются» в государственный бюджет в виде налогов и других отчислений. Инвестиции приходится с боем выбивать и согласовывать в Киеве. Законом о морских портах прописано, что портовые сборы должны использоваться исключительно по целевому назначению. На деле же все средства аккумулируются на счетах Администрации морских портов Украины и распределяются волевым решением.

 

Порты лишены финансовой самостоятельности и не могут сами направлять собранные средства на развитие. Такая централизация вызывает недовольство и у менеджмента самих портов.

 

Как отметил эксперт в морской отрасли Анатолий Иванкевич: «Финансовая самостоятельность портов позволила бы не только привлечь инвестиции, но и реализовать долгосрочные проекты – создание индустриальных парков вокруг ключевых украинских портов и свободных экономических зон, которые управляются при активном участии местной власти. По такому примеру развивается портовая индустрия Латвии. И я считаю, что нет никаких препятствий в том, чтобы по такому пути шла и Украина».

 

98 098
217
23

коротко о погоде

курсы валют

Загружаемкурсы валют от minfin.com.ua

и шо ви думаете?

Ваша реакция, если водитель городского транспорта задержит движение, чтобы помочь инвалиду на коляске попасть в салон:

все опросы