Украинцы все чаще пользуются услугами МФО/банка, чтобы взять кредит или микрозайм. В связи с нестабильным финансовым положением в Украине не всегда получается вернуть займ вовремя. Если деньги не возвращать несколько месяцев, могут нагрянуть коллекторы. FDLX дает советы, как противодействовать психологическому давлению, а так же что законно, а что не законно в украинском правовом поле,
Кто эти “страшные люди”?
Коллекторские агентства специализируются на внесудебном возвращении просроченных или проблемных кредитов. Займы они выбивают как у физических, так и у юридических лиц. Этот процесс иногда происходит в грубой форме. В подобных организациях зачастую работают бывшие военные или сотрудники силовых ведомств, которые не привыкли церемониться и вежливо вести диалог.
Заинтересованность у коллекторов прямая – чем больше они вернут займов, тем больше они получат денег, так как работают за процент.
Новый закон №2133, унимающий пыл коллекторов
Закон Украины №2133 “О защите прав и законных интересов должников при осуществлении коллекторской деятельности (про захист прав та законних інтересів боржників при здійсненні колекторської діяльності)” принят в первом чтении в 2019 году. В документе четко указано, что следующие действия недопустимы – пренебрежение человеческим достоинством, вторжение в частную жизнь и нарушение прав и свобод.
Перед напоминанием о долге коллектор обязан лично или по почте прислать документ о наличии просроченного кредита, а также подтвердить свои полномочия.
Нужно от коллектора потребовать номер и дату договора между банков или МФО и коллектором.
Если должник письменно уведомит коллекторское агентство об инвалидности (I или II группа), о лечении при временной потере трудоспособности, коллекторам запрещено с ним общаться.
Если должник оспаривает займ в суде или если дело касается недвижимости, которая является единственным местом проживания семьи, давление также запрещено. Данная норма закона действовала и ранее.
По закону нецензурная лексика, запугивание и повышение голоса запрещены: запрещается психологическое давление.
Еще раз в законе подчеркнули, что нельзя использовать насилие, угрозы в отношении и должника и членов его семьи.
Звонки в рабочие дни с 8 вечера до 9 утра запрещены. В выходные и праздничные дни звонки запрещены круглосуточно.
Номер телефона звонящего коллектора больше не будет засекречен. Звонить можно не чаще 2-х раз в сутки, не более 4-х раз в неделю.
С родственниками должника коллекторам общаться не разрешается. Также нельзя звонить или приходить на работу.
Определен четкий список данных, который запрещается собирать и хранить в процессе коллекторской деятельности.
Выдвигаются требования к коллекторам. Человеку должно быть больше 25 лет, должен в совершенстве знать украинский язык. Нужна справка от психиатра и от нарколога. Кандидаты должны пройти ряд процедур. В противном случае у фирмы заберут лицензию.
Если следовать закону, то не все так страшно. Многие нормы были прописаны и до этого. И давление можно квалифицировать как вымогательство или хулиганство. Но так как в Украине не всегда вопросы решаются законным путем, нужно подготовиться и психологически к общению с коллекторами. На форумах и в социальных сетях обсуждаются случаи, когда деятельность по взиманию денег выходит за рамки закона. Отзывы об их методах воздействия не самые лестные.
Если заемщик не имеет возможности отдать долг банку или микрофинансовой организации, лучше не уходить от диалога с сотрудниками банка или микрофинансовой организации. Нужно попытаться решить с ними вопрос на основе его реструктуризации или отсрочки. В том случае, когда в работу вступают коллекторы, лучше вообще не вступать с ними в диалог.
Когда долгом начинают заниматься коллекторы, в большинстве случаев их действия носят незаконный характер. Попытки взыскания с клиента долга состоят из 2 этапов:
Идут настойчивые телефонные звонки, с целью нахождения слабых мест клиента.
По месту жительства должника выезжает специальная бригада.
Путем ведения настойчивых телефонных звонков коллекторами вырабатывается тактика способов возврата долга. Заемщик должен понимать, что звонящие люди являются функционерами. В своей работе они делают упор на рациональность и не руководствуются эмоциями.
Во время разговора должник не должен сообщать о своих проблемах, поскольку коллекторы тут же этим воспользуются. На основании полученной информации ими формируется вывод: смогут они или нет вернуть средства.
Телефонные звонки следуют родственникам должника. Если гражданин плохо разбирается в украинских законах, может последовать запугивание. Дальше звучит предложение вернуть долг за своего близкого человека. Эти действия уже будут находиться на грани нарушения закона.
Оптимальным вариантом будет прекращение общения с коллекторами, не отвечая на их телефонные звонки.
Как только коллекторы поймут, что телефонными переговорами вернуть деньги не получается, по адресу проживания должника направляется выездная бригада.
В этом случае действия заемщика должны быть следующими:
В некоторых случаях действия сотрудников бригад носят иной характер. Видя, что дальнейшие звонки в дверь могут привести к нежелательному результату, начинаются переговоры с соседями. Им сообщается вся негативная информация относительно должника с просьбой помощи в содействию возврату долга. Часто это приводит к нужному результату.
Следует помнить, что коллекторы юридически грамотные люди. Во время разговора они употребляют жесткие фразы, но не выходят за рамки закона. Они хорошо понимают разницу между вежливым предупреждением и угрозой. Если их действия начинают носить противоправный характер, должник смело может обращаться в органы патрульной полиции. Закон будет на его стороне.