27 мая 1794 года Екатерина ІІ издала рескрипт об основании нового города и порта на Хаджибее и утвердила его первый генеральный план, созданный Деволаном.
Еще Г. А. Потемкин понял невыгодность Херсона в качестве главного порта на Черном море. Скованный в зимние, месяцы льдом, Днепр и лиман не были безопасны для навигации и весной, когда река выносила льды, опасные для деревянных корпусов кораблей. Аналогичные неудобства представлял собой и возникший в устье Буга в 1789 г. Николаев. Кроме того, данные порты были удалены на значительное расстояние от моря и проход через мелководные устья крупнотоннажных судов был затруднен. Поэтому в 1793 г. правительство распорядилось продолжить гидрографические изыскания вдоль черноморского побережья всей Очаковской области, вплоть до устья Днестра.
Возглавлявший Черноморское адмиралтейство вице-адмирал Николай Семенович Мордвинов предлагал строить новый порт в Очакове. Между тем, Дерибас, Деволан и подполковник инженерной службы Андрей Шостак, лично обследовавшие все побережье от Очакова до устья Днестра, измеряя глубины рейдов и заливов, выдвинули неожиданно смелый проект – строить главный порт на Черном море в непосредственной близости от турецкой границы, в Хаджибее.
Сторонники Очаковского проекта расценили предложение Дерибаса как вызов общественному мнению, за которым, говорили они, стоит не более, чем желание «испанского выскочки» увековечить свои ратные дела при взятии Хаджибейского замка. При этом, не без основания, утверждалось, что предлагаемый город и порт должны строиться в безлюдной, пустынной местности, где нет ни достаточных ресурсов, ни соответствующего строительного материала. Да и где это видано, чтобы значительный порт и город воздвигался там, где нет непосредственных речных коммуникаций?!
Приведенные аргументы не были лишены смысла. Если бы не два обстоятельства: блестящее гидрографическое и инженерное обоснование Деволана, и не менее замечательное геополитическое решение вопроса Дерибасом. С присущей ему лаконичностью и точностью, Деволан обосновал несовершенство Очаковского проекта:
«Худая рейда при сем последнем пункте и неудобное якорное место, соединены были с невыгодами мелководья, препятствующего судам подходить к берегу ближе 500 или 600 сажен. Сверх сего льды и периодическое замерзание лимана делают там от ноября до мая месяца судоходство невозможным… А потому и не осталось выгоднейшего места для передовой гавани, неподверженной вышеупомянутым неудобствам, и коей расположение соответствовало бы намерению, к каковому она предполагается, как только залив Хаджибейский».
Но как бы не были важны инженерные расчеты преимуществ Хаджибейского варианта, над ними все же преобладали высшие государственные и политические интересы. Именно с этих позиций проект обосновывал вице- адмирал Дерибас, объяснивший, что сухопутная я каботажная торговля должны сделать Хаджибей подлинным центром для всей Новороссии и Дунайских княжеств. А что касается отсутствия прямой водной коммуникации к нему, то она с лихвой компенсируется выгодностью его геополитического положения.
К чести Екатерины II, она по достоинству оценила аргументы своего вице-адмирала в пользу Хаджибея. И не ошиблась. Взвесив еще раз все аргументы за и против, Екатерина II 27 мая 1794 г. издала два рескрипта, один на имя Дерибаса, а второй Платона Зубова о строительстве города и порта в Хаджибее. С этого дня проект Дерибаса и Деволана обрел силу закона.
Тотчас по получению рескрипта Дерибас энергично приступил к подготовительным работам. Соответствующим распоряжением от 30 мая на имя Каховского, Зубов приказал выделить для будущего города 29500 десятин удобной и 1200 десятин неудобной земли. В свою очередь Дерибас получил возможность использовать строительные материалы и инструменты, находившиеся в Очакове.
22 августа (2 сент.) 1794 г. состоялась торжественная закладка нового города и порта. Для освещения строительства в Хаджибей специально прибыл митрополит Екатеринославский и Таврический Гавриил. В этот день были заложены фундаменты:
1) Большого мола;
2) Малого жете, т.е. гавань для гребных судов;
3) Эллингов и верфи для починки судов;
4) Двух пристаней для купеческих кораблей;
5) Двух церквей во имя св. Николая и св. Екатерины, а также была проведена первая борозда для фундаментов городских строений.
Одна из старых легенд гласит, что едва успели вбить первые сваи в порту, как в заливе показались 7 турецких торговых кораблей с фруктами и вином, просивших в обмен пшеницу и муку, так как в Турции в 1794 г. был сильный неурожай. И хотя эта легенда документально не подтверждается, но она удивительно точно отражает предназначение нового города с момента его рождения – мирная торговля, а не вооруженное противостояние.