Два произведения великого Франса Халса из собраний одесского музея Западного и Восточного искусства принимают участие в большом международном проекте-выставке «Жорж де Латур: освещённая Европа», в Милане.
Речь идет о картинах «Евангелист Матфей» и «Евангелист Лука», тот самый, некогда похищенный шедевр Франса Халса.
В 1970 году в Советском Союзе были сняты три фильма о краже произведений искусства. Один из них – «Возвращение Святого Луки» — детектив о похищении полотна Франца Хальса «Святой Лука» из московского музея и его успешное возвращение советской милицией. За пять лет до того, как фильм был снят, «Святого Луку» Хальса действительно похитили из Пушкинского музея в Москве. Похитителем оказался сотрудник музея, 27-летний столяр-мебельщик Валерий Волков, совершивший кражу «ради любви»: деньги ему нужны были, чтобы получить диплом, необходимый для работы в ГМИИ,жениться на своей девушке. Конечно, ограбить музей он придумал не сам, а с подсказки коллекционера Валерия Алексеева, который свою сопричастность к делу, конечно, отрицал. Считается, что Алексеев заказал картину не для себя, а для некоего иностранного коллекционера, личность которого так и не была установлена.
Преступление было раскрыто по счастливой случайности, а вернее – по оплошности Волкова. Полгода о «Святом Луке» ничего не было слышно, пока в августе незадачливый вор не принял сотрудника КГБ, за иностранца, которому могла бы быть интересна картина «уровня Рембрандта» за 100 тысяч рублей. Их встреча произошла на Новом Арбате. Сотрудник КГБ, сразу осознав, что речь идет скорее всего о краденом, пообещал найти покупателя для картины, и передал информацию милиции.
Вора задержали. Холст оказался сильно повреждённым из-за плохих условий хранения. Бесценное полотно было свернуто похитителем в трубку, отчего по всему его красочному слою пошли мощные горизонтальные трещины, и почти полгода пролежало в таком виде в деревянном доме за печкой в сухости и тепле. Согласно выводу специалистов, проводивших осмотр, фактически полотно было утеряно безвозвратно.
Для спасения шедевра была проведена его реставрация, продлившаяся больше двух с половиной лет, после чего картину вернули в одесский музей.
Франс Халс, один из великих мастеров живописи XVII века, вошел в историю искусства как гениальный портретист и автор своеобычных портретно-жанровых изображений. О том, что Халс обращался к религиозным сюжетам, долгое время было известно лишь по упоминаниям (возможно, недостоверным) в некоторых старых каталогах. Лишь осенью 1958 года сотрудница Государственного Эрмитажа, один из признанных во всем мире знатоков голландской живописи, Ирина Владимировна Линник, просматривая запасные фонды Одесского Государственного музея Западного и Восточного искусства, обратила внимание на две необычные картины, которые еще в 1920 году поступили из Одесской картинной галереи русского искусства и продолжали числиться работами русской школы XIX века. Уже при первом осмотре картин И.В.Линник убедилась, что «беспримерная по своей смелости манера живописи, широкая и энергичная могла принадлежать только самому гениальному новатору живописной техники — Франсу Халсу».
Выставка произведений одного из самых загадочных художников 17 века, караваджиста, мастера светотени Жоржа де Латура в Милане, продлится до 7 июня 2020 года.