128 лет назад, 4 января 1893 года, в Киеве, у богуславского мещанина Арье Бениаминова Файнзильберг и его жены Миндл родился первенец — Сандро Фазини (Сруль Арье Файнзильберг), старший брат Ильи Ильфа, художник и фотограф, погибший в 1944 году в Освенциме.
Вскоре семья переехала в Одессу и поселилась в доме на улице Старопортофранковской, 137.Отец четверых сыновей, скромный банковский служащий, мечтает обеспечить своих детей надежной профессией, но трое из них прочно входят в круг творческой богемы. В итоге ожидания отца оправдал только младший сын Венианим, который таки выучился на инженера-топографа, считаясь при этом полиглотом и владея, по слухам, 15 языками.
Фамилию Файнзильберг трое братьев выбравших путь искусства посчитали слишком неудобной и взяли себе псевдонимы, используя первую букву своей фамилии. Так появились художник-экспрессионист Сандро Фазини, художник-фотограф Маф и гениальный сатирик Илья Ильф.
Александр, взявший псевдоним Сандро Фазини, в 1917 году примыкает к Обществу Независимых художников, участвует в их выставках.
В 1922 году Сандро Фазини эмигрирует, сначала в Константинополь, собирался дальше в Америку, но попал в Париж, где продолжает рисовать.
К началу 1930-х годов его живопись пользовалась успехом. Современные французские искусствоведы называют Фазини «одним из исключительно интересных мастеров Парижской школы». Его работы экспонировались в Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых, висели бок о бок с полотнами Клее, Люрса и Пикассо в галерее Вавен-Распай. Он был отличным рисовальщиком и живописцем, увлекался еще и художественной фотографией.
В июле 1942 года художник с женой были арестованы французской жандармерией, парижская мастерская была разгромлена. Их отправили в пересыльный лагерь в Дранси. Оттуда в Освенцим-Аушвиц, где они были казнены в 1944 -м году.
По счастью, не все его работы были уничтожены в 1942-м, во время ареста. Парижский музей Монпарнас – хранилище архивов художников Парижской школы, погибших в Холокосте, – располагает пятью великолепными полотнами зрелого Фазини (конец 1920-х и начало 1930-х). В музее Хехт при Хайфском университете (Израиль) хранятся 13 холстов Фазини того же периода (дар швейцарского коллекционера). Они характерны приверженностью художника к графике, скупым линиям, упрощенным формам; сдержанная, почти монохромная палитра изредка подцвечивается яркими красками. Ильф называет его живописные работы “очень элегантными и весьма сложными”.