Образованный человек – гордость близких, но для того, чтобы со временем блистать обширными знаниями и эрудицией, ребенок в первую очередь должен уметь учиться, то есть извлекать из любой полученной информации максимум пользы. Как помочь ему в этом, заинтересовать и мотивировать узнавать больше нового, консультирует ТСН
Почему важно уметь учиться?
Для ребенка, сосредоточенного исключительно на оценке, получить низкую оценку – трагедия. Поэтому он будет стараться сделать все возможное, чтобы получить хорошую оценку: списывать, врать и т.д. Никаких навыков обучения при таком подходе он не получит. У него при столкновении с трудным заданием будут опускаться руки, будет пропадать мотивация, он будет считать себя бестолковым или что у него нет способности к данному предмету. Человека, который умеет учиться, отличает уверенность в том, что, пусть он пока не знает, как выполнить задание, но он знает, где поискать ответы на свои вопросы и найти решение.
Как формируются навыки обучения
Навык обучения не появляется у ребенка сам по себе, от природы. Его нужно формировать постепенно, так же как и навык ходить, держать ложку и т.д. Формирование навыка можно разделить на этапы:
1-й этап. Показать, как работать с тем или иным материалом, и заинтересовать его. Часто ребенок не может решить задачу, потому что не знает, как, – у него не сформирован навык. Прежде чем ожидать от ребенка усваивания материала, необходимо показать, как это делать. Только после этого у ребенка появляется интерес. В противном случае он будет говорить: «Мне это не интересно», «У меня не получается», «Я это не хочу делать». Важно не воспринимать эти слова буквально, осознавая, что ребенку пока что не понятно, как сделать задание или усвоить материал, а значит, ему нужна помощь. Как только у ребенка начнет получаться, нелюбимый предмет понравится ребенку. На этом этапе не зазорно нанять ребенку репетитора, чтобы он помог усвоить непонятный материал.
2-й этап. Закрепить навык. Важно не один раз ребенка научить пользоваться информацией для решения данного задания, а сделать это неоднократно, пока вы не убедитесь, что ребенок понял и усвоил навык.
3-й этап. Самостоятельность. Когда у ребенка навык уже сформирован, он может самостоятельно, без присутствия родителей сесть и прочитать параграф и выполнить упражнение.
4-й этап. Обусловленность. Навык необходимо запустить, чтобы он работал. Для этого есть определенный сигнал. Например, когда в школе преподаватель говорит: «Достаем двойные листочки», ребенок знает, что делать в этой ситуации, если уже хорошо знаком с манерой ведения урока этого преподавателя. То же происходит и при самостоятельных занятиях. Когда требуется сделать практическое упражнение, ребенок уже знает, что нужно достать соответствующий учебник, прочитать параграф перед этим упражнением, просмотреть классную работу и напомнить себе алгоритм выполнения подобных задач, а затем уже приступить к выполнению задания.
5-й этап. Репродуктивность. Зная алгоритм действий и отработав его до автоматизма, ребенок уже может добавлять свою долю креативности в выполнение задачи. На этом этапе можно с уверенностью сказать, что навык обучения закреплен.
Инструментарий для овладения навыком обучения
Человека, который умеет учиться, отличает владение различными инструментами для выполнения задачи. Научите ребенка пользоваться вспомогательными справочниками, чтобы он мог быстро найти дополнительную информацию по нужному вопросу. Покажите, как искать информацию в интернете, используя ключевые слова. Информацию можно искать на специализированных сайтах. Например, в помощь обучению в интернете есть популярные сайты для школьников и их родителей, где можно найти нужную информацию, а также пообщаться с другими родителями и учителями и спросить совета. Научите ребенка вычленять главное из огромного потока информации. Даже если родители сами не знают, как справиться с заданием, особенно в старших классах, они могут поддержать ребенка, вселить в него веру в то, что с любой задачей можно разобраться, попросить помощи у человека, который разбирается в данном предмете (учителя, репетитора). Когда ребенок уже умеет использовать разные инструменты для поиска нужно информации, он будет уверен в том, что любые задачи ему по силам. И самое главное – у него не будет паники из-за того, что он не знает, что делать, а также ощущения, что он брошен наедине с невыполнимым заданием.
При наличии навыков обучения каждая новая трудная задача становится элементом игры. Для ребенка, который умеет учиться, это будет вызовом, с которым он будет справляться, используя имеющийся у него набор инструментов. Для ребенка, который не умеет учиться, это станет дверью, которая перед ним захлопнулась
Напомним, что в школах Одессы внедряется «образовательная технология будущего»