Православные верующие в воскресенье, 19 января, отмечают Крещение Господне, или Богоявление – праздник, посвященный крещению Иисуса Христа в реке Иордан, которое совершил Иоанн Предтеча (Креститель).
Во всех храмах на Крещение совершается праздничная Литургия, которая завершается большим освящением воды. Обряд освящения воды возник еще с первых времен христианства по примеру Иисуса Христа, который освятил воды Иордана.
Считается, что вода, освященная 18 и 19 января, называется Богоявленской или Иорданской, и имеет одинаковую силу и применение: ею освящают храмы и дома, дают пить тяжелобольным, хранят дома в течение года до следующего Крещения.
Одна из традиций этого праздника – крестный ход к крещенской проруби, которую называют Иордан, и массовое купание в ней.
Название Богоявление напоминает о том, что во время крещения на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Крещение в водах Иордана проходило после покаяния и символизировало очищение от греха.
Само по себе купание в водоемах на Крещение имеет достаточно понятную символику: Христос крестился в водах Иордана. Поэтому многие в этот день тоже входят в реки, чтобы символически «креститься». А экстремальная температура воды даже придает этому действию некий подвижнический оттенок.
На более бытовом уровне многие считают, что купание в зимней воде именно в этот день не может навредить и даже дарит иммунитет к болезням.
Против этого расхожего понимания крещенских купаний выступали отдельные христианские богословы.
«Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и прочее, суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов», — писал протоиерей и философ Сергей Булгаков.
По его мнению, подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены.
И с одной стороны массовое купание в проруби на Крещение — это действительно народная традиция, которая не имеет строгого отношения к церковным обрядам.
С другой — украинские церковные иерархи каждый год лично благословляют своих прихожан сходить в ледяную воду. Не подтверждая, но и и не спеша отрицать, что вода на Крещение преображается. Вопрос лишь в том, что именно вкладывает в это понятие тот, что заходит в полынью.