О событиях в портах Одесской области сообщают «Новости Овидиополя».
Порт «Черноморск»:
Сотрудники ГБР в МП «Черноморск» задержали крупную партию титановой руды. Владелец груза в обмен на «откат» поставлял этот металл на экспорт по заниженной стоимости.
АО «Объединенная горно-химическая компания» продавала титановую руду сингапурской фирме «IMMCO Trade Pte. Ltd.» по цене 150$ долларов за тонну — в два раза дешевле. Из-за действий «ОГХК» Украина, как акционер, недополучила около 3 миллионов долларов. Партия груза находилась в тылу причала №10. Площадку арендует ООО «Рисоил Руда». Эта фирма и должна была перевалить груз.
Как считают в ГБР, 11 января 2021 года между АО «Объединенная горно-химическая компания» (ОГХК) и сингапурской компанией «IMMCO Trade Pte. Ltd.» был заключен договор на поставку 20 000 тонн руды, стоимостью $150 за тонну, общая сумма контракта – $3 млн.
Справка:
АО «Объединенная горно-химическая компания» (ОГХК) создано правительством Украины в 2014 году с целью объединения Вольногорского горно-металлургического комбината и Иршанского горно-обогатительного комбината, которые были возвращены после лизинга в собственность государства. Иршанский горно-обогатительный комбинат специализируется на добыче и обогащении ильменитовых руд (титановая руда), Вольногорский горно-Металлургический Комбинат – предприятие по производству концентратов редких металлов. Основным структурным подразделением является горное производство, которое осуществляет отработку месторождения открытым способом со следующей рекультивацией земель.
Стоит отметить, речь идет о поставке титановой руды, а именно, – ильменитового концентрата марки «Р» (с гарантированным содержание TiO2 минимум 63%), в виде черно-коричневого песка.
Следователи посчитали, что цена на данный груз была сильно занижена, поскольку руда должна была стоить $267-$284 за тонну. Оценив сумму в контракте, ГБР сообщило, что государство, как единый акционер АО «ОГХК», недополучило 78-89 млн гривен.
В Государственном бюро расследований считают, что данный факт свидетельствует о «специальном занижении служебными особами АО «ОГХК» и Фонда госимущества Украины, ГНС и ГФС Украины, стоимости указанного груз, с целью дальнейшего размещения на счетах офшорных компаний (IMMCO Trade Pte. Ltd. и MINERALS & CHEMICALS DITRIBUTIONS Limited.) денежных средств размером более $1 млн для дальнейшей легализации доходов, полученных преступным путем».
Как удалось выяснить USM, обыск в ГП «МТПЧ» прошел в субботу, 17 апреля. ГБР искали на предприятии документы по поводу поставки и отгрузки указанной партии. Сейчас 20 тыс. тонн руды арестовали на время расследования и передали на хранение в АМПУ. Партия груза находится в тылу причала №10 порта Черноморск. Отметим, сама тыловая площадка причала находится в аренде у ООО «Рисоил Руда», которое и должно было перевалить груз.
Отметим, что аналогичный груз ранее фигурировал в другом, не менее важном происшествии.
Ранее украинские СМИ сообщали, что 12 декабря 2020 года гавань порта Черноморск покинул рудовоз BOGDAN, груженный 11,5 тысяч тонн ильменита. Судно пришло в Черноморск еще 27 ноября 2020 года, но погрузке препятствовала СБУ. Уйти ему удалось только после вмешательства руководства Фонда госимущества, который отстаивал интересы «Объединенной горно-химической компании» (ОГХК), добывающей ильменит.
13 октября 2020 года ОГХК заключила контракт с чешской компанией Belanto trade s.r.o., обязавшись поставить в октябре-декабре того же года 50 тысяч тонн ильменита, который добывается и обогащается в Иршанске. Belanto trade s.r.o. — это посредник, через который сырье получает предприятие «Крымский титан», расположенное на оккупированном полуострове Крым.
1 января 2021 года судно ANNABELLA начало загрузку ильменитовой рудой в украинском порту Черноморск. Загрузка продолжалась пять дней, и уже 6 января судно двинулось в Болгарию в порт Варна. К месту назначения ANNABELLA прибыла 7 января. На болгарском хранении груз пробыл до 26 января.
Согласно расследованию издания, именно 26 января в порт Варна зашло судно под сирийским флагом LAODICEA. Погрузка судна продолжалась три дня, и уже 30 января, отойдя от болгарских берегов, LAODICEA выключило спутниковую навигацию АИС и исчезло с радаров. Следом, 31 января, примерно в 10:30 по киевскому времени, это судно заметили во время захода в Севастопольскую бухту. Там уже ильменит разгрузили и по железной дороге отправили на завод «Крымский титан».
В последний раз ильменит «всплывал» в СМИ в марте 2021 года. Тогда исследовательская группа SeaKrime зафиксировала новую схему поставок ильменита, в этот раз – через Египет.
Схему поставок сырья для завода «Крымский титан» журналисты отследили с помощью судна YUNUS EMRE, которое доставило 11800 тонн ильменита из порта Черноморск (Украина) в Дамиетту (Египет). В египетском порту он был перегружен на сирийское судно LAODICEA, которое доставило сырье для «Крымского Титана» в оккупированный Севастополь.
YUNUS EMRE загрузилось в Черноморске ильменитом в течение 27-28 февраля и вышло, указав порт назначения Самсун (Турция). Однако вскоре судно изменило курс и пошло в сторону пролива Босфор.
6 марта 2021 года загруженный ильменитом YUNUS EMRE пришел к египетскому побережью. В то же время рядом было зафиксировано сирийское судно LAODICEA, которое указывало порт назначения Дамиетту. LAODICEA пришла в Египет из сирийского порта Латакия в балласте. Отметим, судно LAODICEA вместе с судовладельцем, государственной сирийской компанией, находятся в санкционном списке США.
Некоторое время суда YUNUS EMRE и LAODICEA стояли рядом на якорной стоянке порта Дамиетта. Утром 9 марта YUNUS EMRE стало к причалу египетского порта, а LAODICEA пока осталась на якорной стоянке. Вечером 09.03.2021 LAODICEA была ошвартована к причалу возле YUNUS EMRE. 14 марта оба судна покинули египетский порт с разницей менее двух часов.
Порт «Измаил»:
На причале производственно-перегрузочного комплекса №1 Измаильского порта завершены операции по разгрузке баржи «Укрречфлота». Баржа прибыла в порт из Запорожья с грузом проката черного металла в штрипсах. Объем грузовой партии составил почти 5,28 тыс. тонн.
Как сообщила пресс-служба АМПУ, «баржа такой грузовместимости – довольно редкое для Измаильского морского порта явление». Груз предназначен для дальнейшей доставки в Болгарию и Сербию. Портовый оператор – ГП «Измаильский морской торговый порт». «Впервые для транспортировки груза используется новую логистическую цепь: отгруженная в Запорожье, партия пришла по Днепру к Черному морю и затем по Дунаю была доставлена в Измаильский морской порт. Раньше для этого использовали железнодорожный транспорт», — рассказали в АМПУ. В Измаильском порту штрипсы перегрузят на баржи меньшего размера, которые и доставят груз в порты Сербии и Болгарии.