Бесплатная раздача рекламной продукции не должна облагаться НДС — к такому выводу пришел Верховный суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда в ходе рассмотрения дела №813/165/16 (административное производство №К/9901/28090/18), пишет Страна.
То есть бизнес не должен платить 20% с флаеров, брошюр, каталогов и прочей продукции, за которую не берет денег с потребителя. Как известно, постановления ВС окончательные и обжалованию не подлежат.
Государственная налоговая служба придерживалась противоположной точки зрения, и насчитывала НДС в подобных случаях. Она называла раздачу рекламок их поставкой, и спорить с ней было сложно. Тем более, что позиция ГНС постоянно дублировалась в индивидуальных налоговых консультациях, которые фискалы выдавали по запросам разных предприятий.
В деле №813/165/16 компания обжаловала как раз такую вот консультацию: истцом выступило львовское предприятие «Блюм Украина», на сторону которого в итоге встал Верховный суд. Судьи пришли к выводу, что цель рекламной продукции — это проинформировать потребителя, сформировать у него интерес к товару. Информация в этом контексте не может считаться активом (в понимании закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине») или товаром в определении действующего Налогового кодекса.
«Экономическая цель от такой передачи заключается в получении дохода в будущем не от собственно распространения рекламной продукции, а от популяризации имени налогоплательщика, распространение информации о его товарах с целью привлечения внимания неопределенного круга лиц к его деятельности», — объяснили позицию Верховного суда в отделе налогового и юридического консультирования KPMG в Украине.
Судьи подчеркнули, что буклеты и брошюры — это не товар, а лишь информация о нем. Сработает ли она по факту, и подтолкнет ли потребителя к покупке продукции или услуги — неизвестно. Потому здесь нет предмета налогообложения.
«Фискалы стараются насчитать налоги всегда и при любой возможности — такова уж их природа, и временами дело доходит до полного абсурда. Но это не значит, что спорить не нужно, и в данном случае, в этом можно убедиться. Доводы истца было услышаны и адекватно восприняты судьями. Это не значит, что ГНС сдастся и навсегда откажется от начисления НДС на рекламную продукцию. Нет, спорить придется. Однако постановление Верховного суда дает бизнесу весомый инструмент для борьбы с таким произволом. Теперь свою правоту будет доказать проще», — прокомментировал ситуацию старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.