Одесситы мало что знают об этом своем «космическом» земляке. Его имя почти не упоминается в печати и не очень широко известно даже в кругах технической интеллигенции. А между тем он стоял у истоков создания жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) и его вклад в становление отечественной космонавтики очень значителен. Родился 2 июля 1908 года в Одессе, в семье революционера-подпольщика. Севрук работал в КБ, в группе Глушко, был хорошим химиком, механиком, электриком, высококвалифицированным теплотехником и физиком, блестящим экспериментатором. Именно ему мы обязаны созданием первого самолетного жидкостного двигателя РД-1ХЗ, принятого в серийное производство. С начала сороковых годов, будучи заместителем В. Глушо, Севрук разрабатывал схемы и компоновку двигателей, внедрил систему химического зажигания двигателя, обеспечивающую многократное включение на разных высотах, создал стенд для наземных испытаний и лично провел от начала до конца летные испытания этого ЖРД на самолете Пе-2. 15 июля 1938 года работу гениального конструктора прервал арест. Севрук был репрессирован и отбывал наказание в колымском лагере, где возглавил группу инженеров-конструкторов. Именно в лагере он придумал, как на 20% сократить расход топлива на грузовике ЗИС-5, а со временем расход бензина сократился даже больше, чем он рассчитывал, на 25-40%. После этого был переведён из системы «ГУЛаг» в ведение 4-го спецотдела НКВД, в феврале 1941 года прибыл в ОКБ-16 — ОКБ НКВД Казанского моторостроительного завода № 16 (с августа 1944 года — ОКБ-СД). Для продолжения исправительных работ был направлен в группу инженеров по разработке жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), возглавляемую В. П. Глушко. В. П. Глушко поручил ему разработку электрической схемы управления работой ЖРД РД-1 и системы его зажигания. Уже после войны под его руководством были разработаны методики отработки, «доводки» двигателей и отдельных их агрегатов, которыми используются и поныне. С 1959 года Севрук, стал директором Института двигателей АН СССР (ОКБ «Заря») и как главный конструктор, продолжал работу над ионными и плазменными двигателями для дальних пилотируемых космических полетов на кораблях, проектируемых в ОКБ Королева. До самых последних дней своей жизни он был привычно бодр, энергичен и полон интересных замыслов. Скончался Доминик Доминикович Севрук 14 сентября 1994 года. Похоронен в Московской области, г. Химки, на Новолужинском кладбище. ]]>