Коллеги и сослуживцы называли его «Дедом». Его считали зачинателем движения Черноморского судоремонта. Заправский специалист высочайшей квалификации, в военные годы он стал ангелом-хранителем огненных морских рейсов «Одесса-Севастополь-Одесса». Вы не найдете его могилы. Сергей Иванович Афанасьев погиб как воин, в бою, не покинув своего корабля.
Одессит Сережа Афанасьев, как и любой местный мальчишка, с детства заболел морем. После школы получил профессию судового механика, с годами, после прохождения курсов повышения квалификации стал старшим механиком на флагманском судне Черноморского флота – пароходе «Ташкент».
Моряки есть в каждой одесской семье, одесситы знают, насколько ответственна и тяжела работа в самом сердце судна – машинном отделении. Оно должно работать как часы, любой сбой грозит катастрофой. У Афанасьева таких сбоев не было. Экипаж любил и уважал своего «деда», он пользовался безграничным доверием команды.
Начало Великой Отечественной войны Сергей Афанасьев встретил в машинном отделении лидера эскадренных миноносцев, эсминца «Ташкент».
За время боевых действий механики под руководством Афанасьева устранили бессчетное количество аварий и сбоев. Он и его команда работали сутками устраняя поломки, в том числе и после налетов вражеской авиации.
7 сентября 1941 года на подступах к Одессе шли жаркие бои. Доставку оружия в порт осуществлял «Ташкент». Вражеская авиация и артиллерия преследовали эсминец постоянно, но в этот день случился особенно массированный удар. По инструкции нужно было уводить судно из порта, но в этом случае наши бойцы не получили бы столь необходимого в бою оружия. Капитан принял решение продолжить разгрузку.
Палубу «Ташкента» прошила 250-килограммовая бомба, которая каким-то чудом не взорвалась, сделав пробоину чуть ниже ватерлинии. А вокруг беспрерывно рвались снаряды и сыпались осколки. Под этим огненным шквалом Афанасьев и его механики сумели подвести пластырь к пробоине. Судно было спасено, боеприпасы для передовой отгружены.
Еще огромное количество раз эсминец ускользал от вражеских торпед и мин. Друзья и враги считали «Деда» заговоренным.
Но увы. Ангел-хранитель покинул героический эсминец. При высадке Феодосийского десанта, на причал у которого стоял «Ташкент» скинули бомбы 12 вражеских юнкерсов. Одна из этих бомб взорвалась в машинном отделении. «Дед» погиб как герой, в бою, не покинув своего судна.
Лидер эсминцев «Ташкент» прошёл 27 000 миль, отконвоировал без потерь 17 транспортов, перевёз 19 300 человек, 2 538 т боеприпасов, продовольствия и других грузов. Провел 100 боевых стрельб главным калибром, заставив замолчать 6 батарей, и повредил один аэродром. Сбил и повредил 13 самолетов противника. Потопил торпедный катер.