Сегодня исполняется 270 лет со Дня рождения первостроителя нашего города Осипа Михайловича де Рибаса. Хотя этот удивительный человек даже в дате своего рождения оставил загадку и недосказанность. Историки до сих пор не могут прийти к однозначному мнению о правильности этой даты, потому что бравый неаполитанец прибавил себе 2 года для того чтобы поступить на военную службу.
Фамилия де Рибас произошла от названия испанского города Ривас, который на испанском языке пишется как «Ribas». В Испании род де Рибас считался одним из древнейших и аристократических. Кстати, одна из его ветвей по женской линии относится к роду Сааведра, к которому принадлежит мировой классик, Дон-Мигель Сервантес-и-Сааведра, маркиз де Рибас, автор «Дон-Кихота».
Отец нашего адмирала, Дон-Мигель де-Ривас-и-Бойенс, богато жил в Каталонии, отличался храбростью в военной службе и в 1754 году получил пост министра иностранных дел, который занимал с честью до самой своей смерти в 1774 году.
Мать Осипа (имя Хосе на русский манер) де Рибаса , Маргарита де-Ривас-и-Бойенс, была дочерью пятого графа из древнего англо-ирландского рода Пленкетт. У четы было 4 сына и две дочери. Все сыновья, включая и нашего героя, поступили на русскую службу. После взятия Измаила и Хаджибейской крепости Осип де Рибас стал первооснователем Одессы, а младший из братьев, Феликс Михайлович, был назначен Неаполитанским генеральным консулом в Одессе и занимал эту должность до самой своей смерти.
Но перейдем к нашему герою.
«Ея императорского величества всемилостивейшей государыни моей вице-адмирал, командующий Черноморским гребным флотом, над строениями военной гавани, купеческой пристани и города Хаджибея главный начальник, Черноморского гренадерского корпуса шеф, орденов Святого Александра Невского, военного Святого великомученика и Победоносца Георгия 2-го класса и Святого Равноапостольного князя Владимира 2-й степени и мальтийского креста кавалер Иосиф Дерибас» — так выглядит исполненная ровным аккуратным почерком и украшенная автографом подпись де Рибаса в документе одесского архива. Документ этот имеет прямое отношение к указу императрицы об основании Одессы, более того, являлся как бы его продолжением.
Кстати, де Рибасу сходу включился в Русско-турецкую войну и героически участвовал в Чесменском сражении. Интересно, что командиром брандеров, на одном из которых сражался де Рибас, был двоюродный дед А.С. Пушкина цейхмейстер Иван Абрамович Ганнибал. Чесменское сражение предшествовало основанию Северного Причерноморья и нашего города.
А находившаяся на месте будущей Одессы турецкая крепость Хаджибей была взята штурмом именно отрядом де Рибаса, после долгой подготовки нападения, которую де Рибас готовил, делясь своими планами не с корпусным командиром Гудовичем, а со своими ближайшими соратниками, в числе которых были беззаветно преданные ему Черноморские казаки. Это сближение началось после прибытия де Рибаса под Очаков. Казаки любили действовать самостоятельно, нападая на татарские поселки, разбросанные по берегам Черного моря. И особенно подстрекало их жажду к добыче, «Хаджибейское гнездо», под стенами которого, у берега моря, турки складывали провиант и всякую всячину для нужд гарнизона. После разгрома Запорожской сечи генералом Текелием в 1775 году — запорожцы разделились на оставшихся в России, из которых и было сформировано войско Черноморских казаков, и на перешедших в турецкое подданство. Эти последние, вместе со своими семьями, поселились под защитой турок, и многие из них оказались как раз под стенами Хаджибея. Хотя, между запорожцами, примирившимися с Россией и теми из них, кто отказался от нее, и существовала вражда, но эта вражда была чисто наносной и политической, она нисколько не мешала семьям запорожцев уважать узы кровного родства. Черноморские казаки были отлично осведомлены о том, что делалось в крепости, а их лазутчики легко находили себе приют у тамошних сородичей. Ну а де Рибас, был в большой дружбе с их войсковыми старшинами. Еще в ноябре 1788 года он, командуя канонерскою лодкой, настолько явился на помощь войсковому судье черноморских казаков Головатому, сделавшему смелое, но рискованное нападение на остров Березань, что и решило это дело «во славу русского оружия!». Казаки искренне любили храброго генерала, не брезговавшего личным участием в их набегах и помогли ему взять крепость.
За победы на Дунае, за взятие турецких крепостей Тулча, Исакча и Измаил, Екатерина наградила де Рибаса шпагой с бриллиантами и имением в Полоцкой губернии с 800 душ крепостных. А свой последний воинский подвиг де Рибас совершил 28 июля 1791 г. в битве под Мачином. Командуя конницей генерал-фельдмаршала князя Волконского, он осуществляет искрометный маневр, в очередной раз решив результат битвы в пользу русских войск. И снова награждается, на этот раз орденом Св. Александра Невского!
Именно Осип Михаилович отстоял строительство гавани в пользу Одессы, а не Очакова, как хотел Мордвинов. Он сумел убедить в этом императрицу, и она подписала свой знаменитый рескрипт о основании порта. Осип де Рибас стал главным устроителем порта и города, были построены крепость, верфь и малый мол, а через год на берегу залива возник юный город, наша Одесса.
4 декабря 1800 года полный адмирал флота Осип де Рибас скончался от скоропалительной горячки. Эта смерть, как и многое в его жизни, останется неразгаданной тайной истории. Есть сведения, что он участвовал в заговоре против Павла I. Кстати, и в этой истории есть пикантная деталь. Через годы генерал-губернатором и градоначальником Одессы стал сын человека, который по мнению многих историков отравил первого градоначальника Одессы — Иосифа Де-Рибаса. Фёдор Петрович Пален, сын Петра Палена, который вместе с Де-Рибасом, Паниным и Зубовым якобы составили заговор против Павла 1, который и привёл к смерти императора. В заговоре также принимали участие многие гвардейские офицеры. Всего же заговорщиков насчитывалось порядка 300 человек. Но организаторами были именно эти четверо.
Но в убийстве де-Рибас не участвовал, судьба таки спасла основателя Одессы от позорного клейма цареубийцы. Де-Рибас начала мучить совесть, ему казалось, что Павел 1, который стал оказывать ему всяческие милости знает о заговоре, и делает это с каким-то умыслом. Он стал сомневаться. А 14 декабря 1800 года полный адмирал флота Осип де Рибас скончался от скоропалительной горячки. На смертном одре у постели больного дежурил главный заговорщик — граф Петр Пален. Современники поговаривали об отравлении адмирала товарищами-заговорщиками, но истинная причина смерти так и осталась тайной в истории и биографии адмирала.
Главная улица Одессы, Дерибасовская, навсегда сохранила его имя в истории города. Тут, на этой улице стоял его дом, в этом доме жил и его брат Феликс де Рибас, который подарил Одессе Городской сад. Первый памятник Иосифу де Рибасу в Одессе появился в 1900 году, когда был открыт монумент Екатерине Великой. В день двухсотлетия Одессы де Рибас вернулся бронзовой скульптурой на свою улицу в городе, строительство которого он задумал и осуществил.
Напомним, «КАК ПРИЧУДЛИВО ТАСУЕТСЯ КОЛОДА»: РУССКАЯ КРОВЬ ЕКАТЕРИНЫ II ИЛИ НА КОМ ЖЕНИЛСЯ ДЕ РИБАС