В Одессе демонтировали табличку с надписью: «Слава русскому оружию» со старинной пушки, снятой с потопленного во времена обороны города в Крымской войне (1854 год) русской батареей Щеголева флагмана французской эскадры «Тигр», передают «УН».
Пушка-памятник стоит на Думской площади напротив здания городского совета с 1904 года.
В далеком 1854 году, когда шла Крымская война, англо — французская эскадра дважды бомбардировала город. В результате были повреждены здания города, среди которых был и Воронцовский дворец, а одно из ядер даже попало в памятник Дюку. Первый бой состоялся 10 апреля, — то была своего рода разведка боеспособности противника, -основной же пришелся на 30 апреля. Главный удар приняла на себя батарея прапорщика Щеголева. И хотя она была сооружена практически накануне боя и состояла в основном из мелких орудий, ей удалось одолеть противника. Возможно, само Провидение вмешалось в ход развернувшихся тогда военных действий: англичане захватили в море лодку с двумя рыбаками и предложили им небольшой выбор между жизнью и смертью. Рыбаки вынужденно согласились показать англичанам «удобный» морской путь к береговой бухте. Так, повторив подвиг Ивана Сусанина, простым людям удалось посадить флагманский фрегат «Тигр» на мель, где его уже ждала батарея Щеголева. В результате зажженный снарядами русской артиллерии у берегов Среднего Фонтана вражеский корабль взорвался и затонул.
Интересно, что капитан подбитого фрегата Графорд в результате боя остался без обеих ног, позже он скончался от потери крови и был похоронен на старом христианском кладбище. А защитника города прапорщика Щеголева А.П. после неравного, но в итоге отважного и победоносного 6-часового боя за мужество и самоотверженность произвели в штабс-капитаны сразу через два чина.
***
Отметим, эта пушка далеко на первая из красующихся на Приморском бульваре. До нее «зоревая» пушка располагалась рядом с памятником Дюку, недалеко от фуникулера. Это был трофей, полученный в русско-турецкой кампании 1828 года. Сигнальные выстрелы из нее производились на заре, а также в полдень и вечером. И все было бы хорошо, если бы не одно «но»:пушка-то была сделана из меди, а этот металл был в цене не только в наше время. Прикованную цепями пушку неоднократно похищали, пока не «увели» ее навсегда. Из уст в уста передаются связанные с этим истории.
Однажды сам генерал-губернатор Воронцов дал поручение Постникову, работавшему тогда в его библиотеке, отыскать пропавшее орудие. Понадобилось только три дня, чтобы пушка была на месте. За свой «нелегкий» труд Постников был отмечен, и только в глубокой старости признался, что организовал похищение … сам, потому как пушечная стрельба ему уж очень надоела.
В одно время пропавшую пушку долго искали, но все попытки были тщетны. А через несколько дней один из местных арестантов решил вдруг сообщить полицейскому ценную информацию о свидетеле пропажи. Ценой вопроса были пять рублей. По просьбе арестанта его подвели к тому месту, где стояла пушка. И тут ситуация обрела комическую окраску: арестант указал на свидетеля кражи, который, как оказалось, стоял совсем рядом, и это был сам… Дюк. Гнев полицейского чудом преобразовался в юмор, что позволило арестованному без труда получить свою пятерку.
Несколько лет город был без пушки. Неоднократные ходатайствования горожан о приобретении новой пушки увенчались успехом только в 1882 году: появилось новое орудие, также медное и тоже турецкий трофей. Вот только стояла она на другом месте – у Воронцовского дворца и стреляла только в полдень, для чего ее специально и вывозили на бульвар.