22 августа (2 сент.) 1794 г. состоялась торжественная закладка нового города и порта.
А немногим ранее, 27 мая 1794 г. Екатерина Вторая, Божьей милостью императрица и самодержица Всероссийская, Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, царица Казанская, царица Астраханская, царица Сибирская, царица Херсониса-Таврическаго, государыня Псковская и великая княгиня Смоленская, княгиня Эстляндская, Лифляндская, Корельская, Тверская, Югорская, Пермская, Вятская, Болгарская и инных, государыня и великая княгиня Нова-города Низовския земли, Черниговская, Рязанская, Полоцкая, Ростовская, Ярославская, Белоозерская, Удорская, Обдорская, Кондийская, Витепская, Мстиславская и всея Северныя страны повелительница и государыня Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкаских и Горских князей, и иных наследная государыня и обладательница, издает два рескрипта на имя Дерибаса и Платона Зубова о строительстве города и порта в Хаджибее.
С этого дня будущая наша Одесса, проект Дерибаса и Деволана обрел силу закона.
Рескрипт на имя Дерибаса широко известен, но мы приведем документ на имя Зубова, подписанный в тот же день. Вот его дословный текст:
«Желая распространить торговлю Российскую на Черном море и уважая выгодное положение Гаджибея и сопряженные с оным многие пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань, купно с пристанью для купеческих судов. Устроение гавани сей возложили Мы на вице-адмирала де-Рибаса и Всемилостивейше повелели быть ему главным начальником оной, где и гребной флот Черноморский, в его команде состоящий, впредь иметь будет главное расположение; работы же производить под надзиранием генерала графа Суворова-Рымникского, коему препоручены от Нас все строения укреплений и военных в той стране заведений, придав ему в пособие инженер подполковника Деволана, коего план города и пристани Гаджибея утвердив, повелели приступить, не теряя времени, к возможному и постепенному произведению оного в действие. По таковом расположении, повелеваем открыть свободный вход в Гаджибейскую гавань, купеческим судам, как Наших подданных, так и чужестранных держав, коим в силу трактатов с Империей Нашей существующих, можно плавать по Черному морю, дозволяя привозить и нагружать для вывоза товары законами не запрещенные, с платежом пошлины по черноморскому тарифу. Устроение таможни и карантина почитаем Мы необходимо нужным; а потому и не оставьте поднести штаты оным к Нашему утверждению с сметами потребных для таможни и карантина строений. Впрочем, надеемся Мы что конечно не оставите способствовать вице-адмиралу де-Рибасу в деле на него возложенном, всеми зависящими от вас средствами, дабы сие благое предположение Наше, могло вскоре получить свое событие», — писалось в рескрипте.
Тотчас по получении рескрипта Дерибас энергично приступил к подготовительным работам.
Для освящения строительства в Хаджибей специально прибыл митрополит Екатеринославский и Таврический Гавриил.
В этот день были заложены фундаменты: 1) Большого мола; 2) Малого жете, т. е. гавань для гребных судов; 3) Эллингов и верфи для починки судов; 4) Двух пристаней для купеческих кораблей; 5) Двух церквей во имя св. Николая и св. Екатерины, а также была проведена первая борозда для фундаментов городских строений.
Одна из старых легенд гласит, что едва успели вбить первые сваи в порту, как в заливе показались 7 турецких торговых кораблей с фруктами и вином, просивших в обмен пшеницу и муку, так как в Турции в 1794 г. был сильный неурожай. И хотя эта легенда документально не подтверждается, но она удивительно точно отражает предназначение нового города с момента его рождения — мирная торговля, а не вооруженное противостояние.