Британское издание The Economist недавно опубликовало статью об Одессе.
Статья начинается с яркого описания знаковых одесских достопримечательностей, таких как Потемкинская лестница и статуя герцога Ришелье. Ришелье, французский аристократ, который помог превратить город в центр просвещения. Статья акцентирует на его длительном влиянии на Одессу и вспоминает, что его статуя до сих пор гордо стоит, глядя на Черное море.
В статье также сравниваются судьбы двух других знаковых статуй в Одессе — Александра Пушкина и Исаака Бабеля. В то время как памятники Пушкину, как символу российского империализма, были снесены по всей Украине, Одесса имеет особый статус. Пушкин имеет более глубокую связь с городом, поскольку во время своего изгнания в Одессе он писал «Евгения Онегина», а сама Одесса отмечала его наследие как европейский, космополитический город. Несмотря на широкую тенденцию к деколонизации в Украине, идентичность Одессы усложняет этот процесс, ведь она никогда не была просто российской колонией, а многокультурным и свободным метрополисом.
Авторы пишут о напряжении, которое возникает вокруг идентичности Одессы и культурной борьбы, которая продолжается. Пока одни активисты выступают за уничтожение этих статуй как часть более широкой борьбы за «очищение» Украины, другие видят в этом нападение на наследие города, которое является символом свободы и многокультурности.
«Сегодня, хотя город регулярно подвергается ударам российских беспилотников и ракет, идентичность Одессы, ее полифония и свобода находятся под более тонкой угрозой. Она исходит от собственных чиновников Украины и от небольшой, но агрессивной и шумной группы активистов, которые ухватились за закон о деколонизации», — говорится в The Economist.