Верховная Рада не поддержала изменения в государственный бюджет на 2020 год. Рада направила на повторное первое чтение сокращение государственного бюджета Украины на 2020 год из-за пандемии коронавируса, пишет РБК.
Изменения предполагали сократить доходную часть на 122,9 млрд грн, а расходную — увеличить на 79,2 млрд грн.
Уменьшаются показатели:
налога и сбора на доходы физических лиц на 18,5 млрд грн из-за существенного замедления роста заработных плат;
налога на прибыль предприятий на 20,7 млрд грн вследствие ухудшения финансовых результатов деятельности предприятий, которое наблюдается в текущем году по результатам декларирования налога;
рентной платы на 22,8 млрд грн в основном из-за сохранения низкой цены на природный газ, невыполнение АО «Укргаздобыча» объема внутренней добычи газа согласно Концепции развития газодобывающей отрасли Украины и снижение цены на нефть;
акцизного налога на 12,4 млрд грн в основном по акцизному налога с табачных изделий вследствие учета меньших объемов производства;
налога на добавленную стоимость на 67,1 млрд грн из-за сокращения потребительской и деловой активности населения и ведения хозяйства, существенное уменьшение объемов импорта товаров;
ввозной пошлины на 3,6 млрд грн, что сформировано за счет уменьшения объемов импорта товаров.
Увеличиваются показатели с части чистой прибыли и дивидендов на 26,7 млрд грн из-за изменения норматива отчислений в государственный бюджет.
Доходы специального фонда уменьшаются на 1,17 млрд грн.
В основном по дорожному фонду в связи с приведением закона относительно зачисления 13,44% акцизного налога с горючего в бюджеты местного самоуправления и ослаблением курса гривны.
Законом создается в составе государственного бюджета Фонд борьбы с острой респираторной болезнью Covid-19 и ее последствиями в объеме 97,1 млрд грн, с целью предотвращения распространения и преодоления негативных последствий на территории Украины этой болезни.
Предполагается, что средства Фонда, при необходимости, будут направлены на:
финансовое обеспечение отрасли здравоохранения (дополнительные доплаты к заработной плате медработникам, приобретение медицинского оборудования и расходных материалов (быстрые экспресс-тесты, анализаторы ПЦР на COVID-19, расходные материалы для вирусологических лабораторий, аппараты ИВЛ, средства индивидуальной защиты, и т. п.);
социальная защита (доплаты гражданам Украины, предоставление финансовой помощи Фонда социального страхования Украины, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и предоставление трансферта Пенсионному фонду Украины);
восстановление расходов и предоставление кредитов по бюджетным программам, которые были сокращены в связи с созданием Фонда;
пополнение резервного фонда государственного бюджета.
В случае необходимости увеличения объема Фонда, Минфин по решению правительства может осуществлять сверхплановые заимствования.
Сокращаются расходы и предоставления кредитов, в частности на:
выплату льгот и жилищных субсидий гражданам – 8,2 млрд грн;
государственного фонда регионального развития – 7,5 млрд грн;
поддержание и развитие объединенных территориальных общин – 2,1 млрд грн;
выплату некоторых видов пособий, компенсаций, денежного обеспечения и оплату услуг отдельным категориям населения (перенесен срок введения повышенных размеров некоторых социальных выплат с 1 января на 1 июля 2020 года) – 1,9 млрд грн;
функционирования Фонда энергоэффективности – 1,6 млрд грн;
субвенцию из государственного бюджета местным бюджетам на проведение выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов – 1,2 млрд грн;
статистические наблюдения – 1,2 млрд грн;
капитальные расходы центральных органов исполнительной власти – свыше 1 млрд грн;
проектирование и строительство аэродрома Международного аэропорта «Днепропетровск» — 0,9 млрд грн;
расходы на командировку органов государственной власти – около 0,7 млрд грн.
Кроме того увеличивается на 3,0 млрд грн объем резервного фонда на осуществление непредвиденных мероприятий, которые согласно законам могут осуществляться за счет средств бюджета, но не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены во время составления проекта бюджета.
Изменениями предусматриваются дополнительные расходы, в частности на:
финансовое обеспечение выплаты пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, назначенных по разным пенсионным программам, и дефицита средств Пенсионного фонда в сумме 19,7 млрд грн;
обслуживание государственного долга – 3,3 млрд грн;
реструктуризацию угольной отрасли (оплата труда шахтерам) – 1,6 млрд грн, и тому подобное.
Зарплаты топ-чиновников и членов наблюдательных советов снижаются до 10 минимальных зарплат (около 43 тысяч грн), но только до окончания карантина.
В полном объеме сохранили финансирование для аграриев и фермеров. Поддержка сельхозтоваропроизводителей составит в этом году 4 млрд грн.
Расходы на новейшие технологии и наращивание мощностей для изготовления оборонной продукции сохранили на уровне 2,5 млрд грн.
Также почти на 100% сохраняется финансирование строительства и ремонта дорог в Украине. На развитие сети автомобильных дорог — 37,3 млрд грн, а на субвенцию местным бюджетам для дорожного хозяйство запланировано 21,8 млрд грн.
Госбюджетом на нужды Министерства образования и науки предполагается 126 млрд грн. То есть, уменьшение составляет лишь 4% .
На финансирования «Суспильного» выделили 1,78 млрд грн.
На местные выборы оставляют 1 млрд грн (ранее было 2 млрд 150 млн грн).
Капитальные расходы органов центральной власти уменьшили на 1 млрд грн, а на 700 млн грн сократили командировочные чиновников.