Национальный банк Украины запускает Всеукраинскую информационную кампанию по противодействию мошенничеству с банковскими картами. Пресс-служба Одесского городского совета при участии киберполиции региона обнародовала основные сценарии «разводок» мошенников и элементарные меры противодействия.
Статистика показывает, что около 65% мошеннических действий — это социальная инженерия, когда люди сами сообщают мошенникам платежные реквизиты своей карты или осуществляют переводы на счета аферистов.
По данным киберполиции, за первые 5 месяцев 2020 от Украинской поступило более 12 000 заявлений о мошеннических операциях.
Мошенники рассылают SMS от имени банков, Нацбанка или Кабмина с предложением получить якобы «государственной помощи». Для этого они требуют сообщить номер вашей платежной карты, срок ее действия и другую платежную информацию.
Важно понимать, что работники банков не имеют права и полномочий запрашивать персональные данные, ПИН-коды к платежным картам, три цифры на обратной стороне карты, срок действия карты, SMS-коды от банков и мобильных операторов и любую другую информацию о ваших счетов.
Национальный банк предостерегает и просит быть осторожными с сообщениями, которые направлены из неизвестных или подозрительных номеров:
— НЕ отвечайте на сомнительные / подозрительные SMS-сообщения;
— НЕ переходите по ссылкам, которые содержатся в таких сообщениях;
— НЕ звоните по указанным номерам телефонов;
— НЕ сообщайте свои персональные данные: ПИН-код, срок действия платежной карты и три цифры на обратной стороне карты, пароли, поступающих в SMS-сообщениях и пароль онлайн-банкинга.
Самый распространенный вид мошенничества — телефонное мошенничество. Злоумышленник входит в доверие к клиенту банка и добивается, чтобы потенциальная жертва передала ему деньги или передала данные своей карты. Сценариев такого мошенничества десятки, самые популярные из них:
— сценарий «Мама, я в полиции или в больнице»: звонок среди ночи от сотрудника полиции или врача с сообщением, что ваш ребенок попал в беду и нужно перечислить деньги на определенный счет;
— сценарий «Ваша карта заблокирована»: в этом сценарии мошенники представляются сотрудниками банка или Нацбанка и сообщают, что ваша карта заблокирована или будет заблокирована. Для того, чтобы «разблокировать» ее, нужно сообщить реквизиты (срок действия карты, три цифры на обратной стороне карты, SMS-пароли от банка или мобильного оператора) или перейти по указанной ссылке;
— сценарий «Государственная помощь»: мошенник представляется телефону сотрудником государственного учреждения (любой другой организации или компании) и сообщает, что на вашу карту будут перечислены деньги. Для их получения нужно сообщить реквизиты вашей карты (номер карты, срок действия, и три цифры на обратной стороне карты, SMS-пароли от банка или мобильного оператора)
— сценарий «Продавец-покупатель»: мошенник представляется покупателем товара, который вы продаете в сети Интернет. После разговора вам обещают перечислить предоплату (или полную стоимость товара). Затем вам звонит или сам мошенник, или его сообщник, который выдает себя за сотрудника банка. В телефонном разговоре он пытается убедить вас сообщить реквизиты карты (срок действия карты, три цифры на обратной стороне карты, SMS-пароли от банка или мобильного оператора)
— сценарий «Вы выиграли автомобиль, квартиру, миллион т.д.»: жертве приходит SMS-сообщение по выигрыша, больше деталей предлагается узнать на сайте или по телефону. Лицо перезванивает по указанному номеру, где ей объясняют: чтобы получить свой приз, необходимо оплатить налог в размере 1% от его стоимости. Для убедительности мошенники могут создать сайт, на котором есть вся информация о «акции» и отзывы предыдущих победителей.
Ни в коем случае не сообщайте личную информацию:
— ПИН-код;
— срок действия карты;
— три цифры на обратной стороне карты;
— пароль к онлайн-банкинга;
— пароли, поступающих в SMS от банка или мобильного оператора.
В любой непонятной ситуации звоните в свой банк по номеру, который указан на обратной стороне карты.
Больше информации читай на # ШахрайГудбай по ссылке https://bank.gov.ua/promo/stopfraud/
Звони в киберполицию — 0800505170 или обратись онлайн по ссылке https://cyberpolice.gov.ua/
Горячая линия Национального банка Украины — 0800505240.