Сегодня в Одесском городском совете состоялось заседание постоянной комиссии по вопросам образования, спорта и взаимодействия с общественными организациями. На повестке дня стоял всего один вопрос — рассмотрение действия Закона Украины про аренду государственного и коммунального имущества, который вступил в силу 1 февраля 2020 года.
На минувшей сессии Одесского горсовета уже выносился вопрос о включении целого ряда объектов недвижимости в перечень «второй категории» (имеющих право аренды без проведения аукциона). Против этого активно протестовали депутаты от партии «ОППОЗИЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА — ЗА ЖИЗНЬ», которые заявили, что подобные голосования без согласования профильной комиссии — нарушение регламента.
К тому же депутатам было совершенно не понятно, по каким критериям отбирались объекты, так как список последних депутатам прислали только ночью, перед самой сессией. Было принято решение выработать критерии по определению степени пользы, которую каждая организация приносит городу, и исходя из этого уже решать данный вопрос.
Сегодня представители профильных комиссий собрались, чтобы обсудить новое действие Закона и то, как внесенные изменения повлияют на процесс построения взаимоотношений между общественными организациями и громадой Одессы в процессе передачи в льготную аренду объектов коммунальной собственности.
К каким же изменениям следует готовиться общественным организациям? На законодательном уровне введен принципиально новый механизм передачи имущества в аренду через электронную торговую систему, проведение электронных аукционов и тому подобное.
Согласно новым поправкам в законе, вместо процедуры проведения конкурса передача в аренду имущества будет осуществляться путем передачи имущества в аренду на электронном аукционе в электронной торговой системе. То есть вся процедура будет идти на единой общенациональной онлайн-платформе «ProZorro.Продажи». Все документы для участия в таком аукционе подаются путем загрузки электронных копий в личном кабинете.
Что касается аренды коммунального имущества второй категории, без проведения аукциона, то право на такую аренду теперь имеют в частности, учреждения и организации, деятельность которых финансируется за счет государственного или местных бюджетов. То есть теперь многие общественные организации, которые ранее без проблем получали льготный договор аренды, просто не вошли в список. Проще говоря, значительная часть общественных организаций больше не сможет арендовать коммунальное имущество за 1 гривну в год. Интересно также, что местные органы власти больше не имеют самостоятельной возможности расширить список льготников.
Что касается уже действующих льготных арендаторов, то по истечению срока аренды они будут иметь преимущественное право продлить свои договора, если только они примут участие в аукционе и предложат ту же сумму, которую будет предлагать за аренду имущества другой потенциальный арендатор. Исходя из этого, становится предельно ясно, что общественные организации, существующие на благотворительные взносы, не смогут выдержать конкуренции, если помещение будет выставлено на аукцион.
Сама процедура подачи документов на льготную аренду для общественных организаций тоже усложнилась. Прежде всего ОО нужно привести свои уставы в соответствие с новым законодательством и только после этого начинать процедуру подачи заявки на льготную аренду. Стоит отметить, что теперь всю процедуру оформления заявки проводят не местные органы власти, а сама общественная организация самостоятельно.
Через электронную платформу потенциальный льготный арендатор указывает известную ему информацию об объекте аренды, которая позволяет его идентифицировать, желаемый размер площади объекта, целевое назначение, по которому объект аренды планируется к использованию и желаемый срок аренды. Проще говоря, простого заявления на получение льготной аренды теперь не достаточно. Организация должна обосновать свое попадание в перечень второй категории.
«Фактически теперь мы можем предоставить льготу исключительно тем общественным организациям, которые попадают в перечень, предусмотренный в статье 15 нового закона. Потому что если мы предоставляем ее остальным организациям, которые должны пройти через аукцион, они фактически его выигрывают и устанавливают арендную плату, которую мы потом уже не можем понизить или изменить. То есть сначала они должны обосновать свое соответствие статье 15 нового закона, а мы затем устанавливаем им льготу с которой они заключают договор аренды. Иначе это просто не реализовать», – прокомментировал депутат Одесского городского совета Сергей Узунов.
Этот вопрос очень важен для города. Огромное количество помещений, таких как цокольные и подвальные этажи, отдельные здания и их части, которые постоянно сдаются в аренду — это доходы, которые буквально лежат под ногами каждой громады. Одесситы не всегда представляют их количество и стоимость, кроме значительных объектов — памятников архитектуры, кинотеатров и стадионов. До нового Закона добиться этой информации от чиновников было невозможно. Гораздо труднее им станет это делать при обязательных онлайн аукционах через Прозорро. Продажи, где почти полностью устраняется возможность коррупции, а человеческий фактор и контакт с властью присутствует только на этапе подписания договора с победителем. Все аукционы проходят онлайн и вмешательство “заинтересованных лиц” технически невозможно.