До сих пор сохранилось множество изображений дореволюционных рекламных плакатов, на которых одесситам предлагались лучшие табак и папиросы. Да, в те времена Минздрав еще не предупреждал, а маркетинг — уговаривал. Табачный бизнес в Одессе шел в гору, на нем делались состояния.
Королями табачного дела в Одессе, пожалуй, можно считать семью Асвадуровых, владельцев крупной табачной фабрики.
Изначально эта фамилия звучала как Асвадзадурианц, что на армянском языке означало «Богом данный». Детям в семье давали каноничные армянские имена, но и они, и сама фамилия, постепенно трансформировались на русский лад, и в укрепилась, как Асвадуровы. Предки армян Асвадуровых бежали в Бессарабию из Константинополя перед его падением в 1453 году. В 18 веке Асвадуровы перебрались в Аккерман и занялись тем же, чем занимались все местные армяне — торговлей и виноделием. Родоначальником аккерманских Асвадуровых считается Исаак Асвадуров. Двое его сыновей, Сираган и Федор, продолжили семейное дело создав в 1886 году фирму «Сыновья И.Асвадурова». Братья открыли в Одессе фабрику по производству табачных изделий.
Так Сираган Исаакович Асвадуров получил статус одесского купца 1 гильдии, возглавил фирму «С.И. Асвадуров и Ко». Стал промышленником 3-го разряда, потомственным почетным гражданином города, а так же, как и его отец, занял место ктитора армяно-григорианской церкви. Кроме табачной фабрики на ул. Успенской, Асвадуровым принадлежала фабрика спичек, на месте которой сейчас располагаются корпуса экипажа одесской высшей мореходки. Главный магазин Асвадуровых находился в самом сердце Одессы, на Екатерининской. Табачные изделия Асвадуровых были настолько хороши, что уже к 1888 году получали многочисленные награды на международных выставках проходивших в Лондоне и Брюсселе. На фабрике работало 92 рабочих. Цех был оборудован одной паровой машиной в 6 л.с. Ежегодно предприятие производило 3 тысячи 260 пудов курительного табака и 1 млн. 700 тыс. сигарет на сумму 103 тыс. В 1913 году на улице Троицкой началось строительство роскошного доходного дома для табачного фабриканта Асвадурова. Того самого, в котором недавно произошел трагический пожар.
Кстати, кроме Сирагана и Федора были еще другие ветки этого большого рода. Например производитель вина Зерон Асвадуров занимался добычей камня для строительства новых молов Одесского порта. Его сыновья и многочисленные племянники после обучение в Новоросссийском университете Одессы становились успешными купцами.
В смутное время вся одесская недвижимость Асвадуровых была экспроприирована, а сам Сираган дожил до 77 лет и скончался в 1925 году, на руках своих детей, в румынском Четатя-Албе.
Еще одной крупной «табачной звездой» Одессы был одесский купец 1 гильдии Иосиф Львович Конельский. Завзятый коллекционер владел в Одессе фабрикой изготавливающей папиросную бумагу и гильзы.
Бумага Конельского была маисовой и очень высокого качества, продукция занимала первые места на международных выставках, а в его особняке проводила вечера одесская культурная элита. Особняк Конельковского существует и ныне, в нем располагается популярный одесский ресторан «Александровский.
Конельские смогли удержать свои позиции даже после 1917 года. В период НЭПа они даже открыли в своем особняке ресторан, который и назвали «Александровский». Когда НЭП накрылся, дочку Конельских отселили в коммуналку, а в особняке обустроилась медицинская лаборатория.
Ну и конечно легендарная фабрика Попова, создатели лучших в империи папирос «SALVE”, набитых особой смесью турецких Табаков и оснащенных фильтром. Цена роскоши — за10 штук за 6 копеек. Кстати, фабрика Попова выпускала еще одни любопытные папиросы — «Лев Толстой».
Артем Попов выбрал «табачное направление» в конце 1850-х годов начав производить табак папиросы и сигары готового привозного сырья. Однако с опытом стал сам «составлять букеты» из различных сортов табака в поисках новых вкусов. Такая продукция сразу стала выделяться и пользоваться спросом не только в Одессе но и во всей Империи.
Производство Попова отправляли и за границу, его рекламу можно было встретить например в Париже. Популярными стали «поповские» папиросы с различными вкусами: яблока, шоколада, вишни и кофе. Были даже «молочные» папиросы со вкусом парного молока, что весьма забавно. Хорошее качество продукции и новаторские рекламные акции с бесплатной раздачей сделали фабрику Попова самой успешной на рынке. Доходы производства достигали примерно полумиллиона рублей, благодаря чему его наследники выстроили вместо фабрики на Успенской, 52, огромную фабрику на углу Пушкинской и Малой Арнаутской, сгоревшую в годы войны.
Да, собственное производство табачных изделий быстро стало для одесских предпринимателей сверхприбыльным бизнесом. Условие для этого были созданы после ввода на табачные изделия акциза и постоянного повышения таможенной пошлины. Возить не выгодно, будем производить. Конечно на рынке присутствовал и ввезенный без акциза контрабандный табак. Был и фальсификат, который делали смешивая привозной табак с местным из Бессарабии. Но уже к 1850 году Одесса считалась крупнейшим производителей качественных табачных изделий в Империи и активно выходила на международный рынок.