В конце минувшей недели, под занавес 3-й сессии парламента 9-го созыва, во втором чтении и в целом народные депутаты приняли законопроект № 3485 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования избирательного законодательства». За документ, который вносит ряд изменений в процедуру грядущих местных выборов, проголосовали 308 депутатов.
Из 4 тысяч поправок к документу учтена лишь малая их доля. Первое и основное — решено, что местные выборы будут проходить по пропорциональной системе с открытыми списками. Это значит, что избиратель должен будет проголосовать и за партию, и за одного из регионального списка ее кандидатов. В проходную часть списка кандидат может попасть, если преодолеет 25-процентную избирательную квоту. Пропорциональная система теперь начинается от 10 тысяч населения, то есть небольшие города и практически все объединенные территориальные громады будут голосовать не за мажоритарщиков, как раньше, а за партийные списки – хочешь не хочешь, а выбирай партию и вступай в нее. Отсюда и новояз – партизация, который мы еще не раз услышим.
Еще новшество — снижение залога для кандидатов. Он снижен в девять раз, но, как считают эксперты, и эта сумма вполне может оказаться непосильной для кандидата из небольшой громады, например. В Комитете избирателей Украины обнародовали такие цифры: для кандидата в мэры Одессы денежный залог будет составлять 147 тысяч гривен. Залог за партийные списки в громадах, где от 10 до 90 тысяч избирателей, не будет превышать 18892 гривни.
Согласно принятому закону, правило двух туров распространили для избрания мэров городов с населением более 75 тысяч, причем кандидатами в мэры могут быть и самовыдвиженцы.
По-другому будут выглядеть и бюллетени. Вспомните, как голосовали раньше: вверху бюллетеня голосовали за партию, внизу — за «своего» кандидата. Отныне будет так: в бюллетене, разделенном на две колонки, ставим галочку напротив поддерживаемой партии и рядом в трафарете вписываем порядковый номер выбранного кандидата. Такая процедура якобы персонифицирует голосование и определит рейтинг кандидатов в списке, то есть обеспечит тот самый открытый характер избирательных списков. Правда, есть мнение, что таким образом бюллетень становится более сложным для избирателя и к тому же делает подсчет голосов более длительным и, как полагает глава КИУ Алексей Кошель, «чрезвычайно скандальным».
О рекламе. Все ограничения сняты принятым законом. А это значит, что одни потратят на рекламу огромные средства, а другие попросту не смогут конкурировать и останутся в тени.
Что касается избирательных правонарушений, принятый документ называет подкуп комиссии уголовным преступлением, так же, как и похищение печати комиссии, вброс пачек бюллетеней в урны. Не пройдет «номер» с гречкой и другими методами подкупа избирателей. В то же время вынос бюллетеня за пределы участка или уничтожение его «тянут» только на административную ответственность.
Новая редакция избирательного кодекса первую обкатку пройдет на местных выборах, тогда и станет понятно, насколько она приемлема. Сейчас вопрос в том, когда закон вступит в силу? Ведь после этого необходимо время на подготовку Центральной избирательной комиссией нормативных актов, необходимых инструкций, в конце концов, на обучение избирательных комиссий.
В «Оппозиционной платформе — За жизнь» заявили: «Наша партия заинтересована в проведении честных и прозрачных выборов и в том, чтобы местные громады получили легитимное и полномочное самоуправление. Мы готовы к выборам в любых условиях — развиваем наши партийные организации, объединяем ответственных управленцев, и нам есть что предложить громадам на выборах».