Когда говорят об истории авиации в Одессе, в памяти сразу всплывают имена Артура Анатры, Сергея Уточкина, Михаила Ефимова, а вот о Харитоне Семененко знают немногие.
Мальчишка из многодетной семьи запорожских крестьян-казаков из Черниговской губернии переехал в Одессу в пятилетнем возрасте. Его отец устроился в городе дворником, и семья получила казенное жилье. Несмотря на крайнюю бедность, Харитон все-таки пошел учиться. Поступив в одесскую народную школу, он закончил ее на отлично, хотя уроки часто приходилось делать на улице, при свете уличного фонаря, в семье Семененко не было денег на керосин для домашней лампы. К тому же, у маленького Харитона обнаружился абсолютный слух и дискант, и его взяли певчим в церковный хор Одесского собора.
После школы Семененко учился в ремесленном училище, а затем поступил, и окончил школу корабельных машинистов-механиков, став в 15 лет машинистом на пароходе. Немного позже он не на шутку увлекся велоспортом, и устроившись работать механиком в велосипедную мастерскую, самостоятельно собрал свой первый велосипед из старых деталей.
Велогонки в то время набирали популярность, и в Одессе, впервые в РИ, был создан трек для велогонок с асфальтовым покрытием, длина которого достигала 360 метров. На этом треке царствовал Сергей Уточкин, а Харитон Семененко стал чемпионом по велогонкам на земляном треке. Неудивительно, что спортсмены подружились. Именно Уточкин познакомил Харитона с Михаилом Ефимовым и помог с карьерой профессионального велогонщика. Семененко взял себе псевдоним Славороссов и быстро стал чемпионом Одессы и рекордсменом на Северном Кавказе. Он ездил в велотурне по югу России и выступал в одесском цирке с номером «Круг смерти» выполняя гонки по вертикальной стене.
По стопам своих учителей Уточкина и Ефимова Славороссов стал осваивать авиационное дело и уехал работать механиком к Ефимову в Петербург, а затем перешел на ту же должность в летную школу общества «Авиата», где снова проявил выдающиеся способности к обучению. Гений-самоучка самостоятельно отремонтировал разбитый самолет и блестяще сдал экзамен на звание пилота-авиатора и получил пилотское удостоверение «Бреве» № 40.
Очень быстро Славороссов стал в «Авиате» первым пилотом и инструктором, и проделал первый в мире авиационный трюк: он пролетел на самолёте «Блерио» под мостом через Вислу. За этот пролёт он заплатил крупный штраф.
В венских состязаниях 1912 года на аэродроме в Винер-Нейштадте, где принимали участие 40 лучших авиаторов мира, Славороссов занял третье место. В 1913 году в один день установил рекорд скорости с пассажиром и 2 мировых рекорда. Затем в копилке его побед оказались семь итальянских рекордов, в том числе и рекорд высоты: за 9 минут набрал 1,060 м. О «смелом поэте скорости» писала вся европейская пресса. В 1914 году Харитон Славороссов перебрался в Париж, где его стали называть на французский манер — Славо Россов.
После начала первой мировой войны в составе русских летчиков-добровольцев Славо вступил в 1-ю авиационную группу в Дижоне, затем получил патент военного летчика в Аворской авиационной школе. Занимался разведкой, проводил сложные разведывательные операции. Демобилизовался по инвалидности в 1915 году.
Вернувшись в Петербург, Харитон устроился работать на авиационный завод Лебедева, и параллельно восстанавливал авиашколу Всероссийского аэроклуба, где обучал летному искусству солдат и матросов. Грянул февральский переворот, за ним октябрьский, Славороссов вступил в автомобильно-авиационную дружину и получил звание зауряд-поручика.
Затем были мехмат Томского технологического института и Академия Военно-воздушного флота, где дипломной работой стала «Воздушная линия Одесса — Константинополь».
Харитон Никанорович работал в «Добролёте» инженером по изысканию воздушных линий, начальником эксплуатационного отдела, главным инженером авиационного завода, преподавал в МВТУ, МЭИ, МАИ, Ленинградском институте гражданской авиации, занимался возрождением планерного спорта и готовился к перелету через Тибет. Но в 1930-х грянули репрессии, и по оговору коллеги, из которого силой выбивали показания, Харитона Славороссова объявили французским шпионом, арестовали и отправили в лагерь в Медвежьегорск. Там он работал в конструкторском бюро, там же и скончался в 1941 году.
Харитон Никанорович Славороссов был реабилитирован посмертно 22 июля 1963 года.