Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Смелый поэт скорости

    Когда говорят об истории авиации в Одессе, в памяти сразу всплывают имена Артура Анатры, Сергея Уточкина, Михаила Ефимова, а вот о Харитоне Семененко знают немногие.

    Мальчишка из многодетной семьи запорожских крестьян-казаков из Черниговской губернии переехал в Одессу в пятилетнем возрасте. Его отец устроился в городе дворником, и семья получила казенное жилье. Несмотря на крайнюю бедность, Харитон все-таки пошел учиться. Поступив в одесскую народную школу, он закончил ее на отлично, хотя уроки часто приходилось делать на улице, при свете уличного фонаря, в семье Семененко не было денег на керосин для домашней лампы. К тому же, у маленького Харитона обнаружился абсолютный слух и дискант, и его взяли певчим в церковный хор Одесского собора.

    После школы Семененко учился в ремесленном училище, а затем поступил, и окончил школу корабельных машинистов-механиков, став в 15 лет машинистом на пароходе. Немного позже он не на шутку увлекся велоспортом, и устроившись работать механиком в велосипедную мастерскую, самостоятельно собрал свой первый велосипед из старых деталей.

    Велогонки в то время набирали популярность, и в Одессе, впервые в РИ, был создан трек для велогонок с асфальтовым покрытием, длина которого достигала 360 метров. На этом треке царствовал Сергей Уточкин, а Харитон Семененко стал чемпионом по велогонкам на земляном треке. Неудивительно, что спортсмены подружились. Именно Уточкин познакомил Харитона с Михаилом Ефимовым и помог с карьерой профессионального велогонщика. Семененко взял себе псевдоним Славороссов и быстро стал чемпионом Одессы и рекордсменом на Северном Кавказе. Он ездил в велотурне по югу России и выступал в одесском цирке с номером «Круг смерти» выполняя гонки по вертикальной стене.

    По стопам своих учителей Уточкина и Ефимова Славороссов стал осваивать авиационное дело и уехал работать механиком к Ефимову в Петербург, а затем перешел на ту же должность в летную школу общества «Авиата», где снова проявил выдающиеся способности к обучению. Гений-самоучка самостоятельно отремонтировал разбитый самолет и блестяще сдал экзамен на звание пилота-авиатора и получил пилотское удостоверение «Бреве» № 40.

    Очень быстро Славороссов стал в «Авиате» первым пилотом и инструктором, и проделал первый в мире авиационный трюк: он пролетел на самолёте «Блерио» под мостом через Вислу. За этот пролёт он заплатил крупный штраф.

    В венских состязаниях 1912 года на аэродроме в Винер-Нейштадте, где принимали участие 40 лучших авиаторов мира, Славороссов занял третье место. В 1913 году в один день установил рекорд скорости с пассажиром и 2 мировых рекорда. Затем в копилке его побед оказались семь итальянских рекордов, в том числе и рекорд высоты: за 9 минут набрал 1,060 м. О «смелом поэте скорости» писала вся европейская пресса. В 1914 году Харитон Славороссов перебрался в Париж, где его стали называть на французский манер — Славо Россов.

    После начала первой мировой войны в составе русских летчиков-добровольцев Славо вступил в 1-ю авиационную группу в Дижоне, затем получил патент военного летчика в Аворской авиационной школе. Занимался разведкой, проводил сложные разведывательные операции. Демобилизовался по инвалидности в 1915 году.

    Вернувшись в Петербург, Харитон устроился работать на авиационный завод Лебедева, и параллельно восстанавливал авиашколу Всероссийского аэроклуба, где обучал летному искусству солдат и матросов. Грянул февральский переворот, за ним октябрьский, Славороссов вступил в автомобильно-авиационную дружину и получил звание зауряд-поручика.

    Затем были мехмат Томского технологического института и Академия Военно-воздушного флота, где дипломной работой стала «Воздушная линия Одесса — Константинополь».

    Харитон Никанорович работал в «Добролёте» инженером по изысканию воздушных линий, начальником эксплуатационного отдела, главным инженером авиационного завода, преподавал в МВТУ, МЭИ, МАИ, Ленинградском институте гражданской авиации, занимался возрождением планерного спорта и готовился к перелету через Тибет. Но в 1930-х грянули репрессии, и по оговору коллеги, из которого силой выбивали показания, Харитона Славороссова объявили французским шпионом, арестовали и отправили в лагерь в Медвежьегорск. Там он работал в конструкторском бюро, там же и скончался в 1941 году.

    Харитон Никанорович Славороссов был реабилитирован посмертно 22 июля 1963 года.

     

    Добавить комментарий

    Бензиновые квадроциклы: преимущества классических решений

    В эпоху электрификации транспорта традиционные бензиновые двигатели продолжают удерживать лидирующие позиции в сегменте внедорожной техники. Опытные райдеры знают, что надежность проверенных временем решений часто превосходит современные альтернативы. Решение купить квадроцикл бензиновый остается наиболее практичным выбором для тех, кто планирует активно использовать технику в условиях, где доступ к электричеству ограничен. Классические двигатели внутреннего сгорания демонстрируют превосходную […]

    Знайомство з пивом Guinness: з чого все починається

    Guinness — це більше, ніж просто хмільний напій. Це легенда, з якою варто познайомитися кожному, хто цікавиться світом темного пива. Бренд з’явився в Ірландії ще в XVIII столітті, і з тих пір він встиг стати символом країни і культовим напоєм у всьому світі. Його легко впізнати за насиченим темним кольором, густою піною, а також впізнаваним […]

    Знакомство с пивом Guinness: с чего все начинается

    Guinness — это больше, чем просто хмельной напиток. Это легенда, с которой стоит познакомиться каждому, кто интересуется миром темного пива. Бренд появился в Ирландии еще в XVIII веке, и с тех пор он успел стать символом страны и культовым напитком во всем мире. Его легко узнать по насыщенному темному цвету, плотной пене, а также узнаваемому […]

    Что учитывать при покупке бронежилета: советы для военных и гражданских

    Бронежилет давно стал синонимом личной безопасности для военных. В зоне боевых действий он не просто нужен, он жизненно необходим. Но в условиях полномасштабной войны граница между фронтом и тылом становится условной, а потребность в средствах защиты охватывает все больше людей: от военнослужащих до волонтеров, водителей, спасателей, медиков и даже гражданских, проживающих в опасных регионах. В […]