Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Смелый поэт скорости

Когда говорят об истории авиации в Одессе, в памяти сразу всплывают имена Артура Анатры, Сергея Уточкина, Михаила Ефимова, а вот о Харитоне Семененко знают немногие.

Мальчишка из многодетной семьи запорожских крестьян-казаков из Черниговской губернии переехал в Одессу в пятилетнем возрасте. Его отец устроился в городе дворником, и семья получила казенное жилье. Несмотря на крайнюю бедность, Харитон все-таки пошел учиться. Поступив в одесскую народную школу, он закончил ее на отлично, хотя уроки часто приходилось делать на улице, при свете уличного фонаря, в семье Семененко не было денег на керосин для домашней лампы. К тому же, у маленького Харитона обнаружился абсолютный слух и дискант, и его взяли певчим в церковный хор Одесского собора.

После школы Семененко учился в ремесленном училище, а затем поступил, и окончил школу корабельных машинистов-механиков, став в 15 лет машинистом на пароходе. Немного позже он не на шутку увлекся велоспортом, и устроившись работать механиком в велосипедную мастерскую, самостоятельно собрал свой первый велосипед из старых деталей.

Велогонки в то время набирали популярность, и в Одессе, впервые в РИ, был создан трек для велогонок с асфальтовым покрытием, длина которого достигала 360 метров. На этом треке царствовал Сергей Уточкин, а Харитон Семененко стал чемпионом по велогонкам на земляном треке. Неудивительно, что спортсмены подружились. Именно Уточкин познакомил Харитона с Михаилом Ефимовым и помог с карьерой профессионального велогонщика. Семененко взял себе псевдоним Славороссов и быстро стал чемпионом Одессы и рекордсменом на Северном Кавказе. Он ездил в велотурне по югу России и выступал в одесском цирке с номером «Круг смерти» выполняя гонки по вертикальной стене.

По стопам своих учителей Уточкина и Ефимова Славороссов стал осваивать авиационное дело и уехал работать механиком к Ефимову в Петербург, а затем перешел на ту же должность в летную школу общества «Авиата», где снова проявил выдающиеся способности к обучению. Гений-самоучка самостоятельно отремонтировал разбитый самолет и блестяще сдал экзамен на звание пилота-авиатора и получил пилотское удостоверение «Бреве» № 40.

Очень быстро Славороссов стал в «Авиате» первым пилотом и инструктором, и проделал первый в мире авиационный трюк: он пролетел на самолёте «Блерио» под мостом через Вислу. За этот пролёт он заплатил крупный штраф.

В венских состязаниях 1912 года на аэродроме в Винер-Нейштадте, где принимали участие 40 лучших авиаторов мира, Славороссов занял третье место. В 1913 году в один день установил рекорд скорости с пассажиром и 2 мировых рекорда. Затем в копилке его побед оказались семь итальянских рекордов, в том числе и рекорд высоты: за 9 минут набрал 1,060 м. О «смелом поэте скорости» писала вся европейская пресса. В 1914 году Харитон Славороссов перебрался в Париж, где его стали называть на французский манер — Славо Россов.

После начала первой мировой войны в составе русских летчиков-добровольцев Славо вступил в 1-ю авиационную группу в Дижоне, затем получил патент военного летчика в Аворской авиационной школе. Занимался разведкой, проводил сложные разведывательные операции. Демобилизовался по инвалидности в 1915 году.

Вернувшись в Петербург, Харитон устроился работать на авиационный завод Лебедева, и параллельно восстанавливал авиашколу Всероссийского аэроклуба, где обучал летному искусству солдат и матросов. Грянул февральский переворот, за ним октябрьский, Славороссов вступил в автомобильно-авиационную дружину и получил звание зауряд-поручика.

Затем были мехмат Томского технологического института и Академия Военно-воздушного флота, где дипломной работой стала «Воздушная линия Одесса — Константинополь».

Харитон Никанорович работал в «Добролёте» инженером по изысканию воздушных линий, начальником эксплуатационного отдела, главным инженером авиационного завода, преподавал в МВТУ, МЭИ, МАИ, Ленинградском институте гражданской авиации, занимался возрождением планерного спорта и готовился к перелету через Тибет. Но в 1930-х грянули репрессии, и по оговору коллеги, из которого силой выбивали показания, Харитона Славороссова объявили французским шпионом, арестовали и отправили в лагерь в Медвежьегорск. Там он работал в конструкторском бюро, там же и скончался в 1941 году.

Харитон Никанорович Славороссов был реабилитирован посмертно 22 июля 1963 года.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

От «Теплых кредитов» пока не отказываются

Кабинет Министров рассматривает возможность добавить в проект бюджета на 2021 год расходы на программу «Теплые кредиты».

Честь, достоинство и интеллект: ко Дню рождения одесского Герцога

Сегодня исполнилось 254 года со Дня рождения самого одесского герцога, заслуженно ставшего символом нашего города.

Программа медицинских гарантий: что нового

Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) — правительственный орган управления, ответственный за внедрение и соблюдение финансовых гарантий медицинского обслуживания населения —на определенных этапах реформы системы здравоохранения информирует о состоянии дел. На днях состоялась онлайн пресс-конференция, тематика которой касалась реализации второго этапа реформирования конкретно в Южном регионе страны.

Новые бланки водительских удостоверений

Как сообщили в региональном сервисном центре МВД в Одесской области, Кабинет Министров Украины утвердил новые бланки водительских удостоверений и свидетельства о регистрации транспортного средства, они полностью адаптированы к международным требованиям.