Как понять друг другу представителям разных поколений? Это непросто сделать и в рамках одной семьи, где даже любящие родственники не всегда способны найти верное решение в споре, что уж говорить о сослуживцах, коллегах, которых связывают только рабочие отношения. Но очень часто добиться ощутимого успеха можно только, работая в команде на общий результат. Как понять представителей разных поколений, помочь им найти общий язык, сформировать продуктивную «команду мечты», которая добьется успеха, пишет Womo.ua
Типы поколений
У каждого поколения есть свой смысл, а, значит, и название, которое этот смысл отражает. Например, «бэби-бумеры» — на это поколение пришелся пик рождаемости. Поколение «Х» — им хочется быть загадочными, ни на кого не похожими. Поколение «миллениум» — те, кто открыл новое тысячелетие. Поколение homelanders (Z) – эдакие домоседы, за которыми постоянно присматривают, это цифровое поколение, одной из ценностей которого станет безопасность. Временные рамки каждого поколения — 20 — 23 года:
Поколение бэби-бумеров: 1944 — 1963
Поколение Х: 1964 — 1984
Поколение «миллениум»: 1985 — 2003
Поколение Z или homelanders: 2004 — 2024
Четыре фактора формирования поколенческих ценностей
Поколение – это не возрастная категория, а ценностная. Ценности формируют нас как личностей, и у каждого из нас они свои – гендерные, возрастные, профессиональные и поколенческие. Поколенческие ценности формируются в возрасте от 0 и до 10 — 12 лет, то есть до момента, пока ребенок не стал подростком и, как ни удивительно, национальная, расовая, религиозная принадлежности в данном случае не играют ни малейшей роли. Ребенок осваивает модели и сценарии, которые помогают ему быть успешным, основываясь на четырех факторах.
Первый фактор – это те события, в которых растет ребенок, и то, как он их воспринимает.
Второй фактор – способ воспитания ребенка. Каждое старшее поколение хочет для своих детей одного, чтобы они были счастливы. Однако способы достижения этого самого счастья с каждым поколением меняются.
Третий фактор – информационный фон. И вот тут родители гораздо меньше могут влиять на детей, чем, например, СМИ или интернет.
Четвертый фактор – дефицит, то, чего ребенку в детстве не хватало.
Ценности поколений
Ценности, сформированные до 12 лет, остаются с человеком и влияют на всю его последующую жизнь. Это значит, что нам будет 60, 80, а при развитии технологий 100 – 120 лет, а ценности мы будем проявлять все те же.
Ценность поколения «бэби-бумеров» — материальное благополучие. Не удивительно, что среди них много успешных и богатых людей. Также их ценность – власть. Они до сих пор занимают ключевые позиции в политике, бизнесе и уходить никуда не собираются.
Для поколения «Х» одна из главных ценностей – свобода. Они не любят, когда их ставят в рамки, командуют ими или пытаются управлять. Они росли очень самостоятельными и гиперответственными, а потому привыкли полагаться только на самих себя и просто не умеют принимать помощь. Еще одна ценность – профессионализм, — «иксы» могут совершенствоваться в профессиональном плане до бесконечности.
Ценность поколения «миллениум» — быть полезным и нужным, помогать всем, кому требуется и даже тем, кто помощи не просит. Это поколение эдаких «спасателей».
Поколение homelanders иногда еще называют «поколением национальной безопасности» — для них безопасность будет их первейшей ценностью, они разработают массу технологий, обеспечивающих ее.
Конечно, поколения не могут четко сменять друг друга, поэтому между поколениями существует временной переход в 2-3 года. И у тех людей, которые родились на стыке поколений, есть ценности и тех, и других. Их принято называть «пограничниками».
Как работать с представителями разных поколений
Сейчас, если смотреть на рынок труда, там представлены три поколения — бэби-бумеры, «иксы», «миллениумы» и, конечно, «пограничники». На долю последних, между прочим, приходится наибольшее количество миллионеров и миллиардеров. Точно не известно, почему это так, но есть версия, что эти люди умеют как бы «говорить на двух языках». Это их конкурентное преимущество. С ними очень удобно работать в коллективе, где есть яркие представители трех выше названных поколений, потому что «пограничники» могут выступить для вас в роли переводчика.
Также взаимопонимание лучше «через поколение», то есть «бэби-бумеры» быстрее найдут общий язык с «миллениумами», нежели с «иксами», а «иксы» лучше будут понимать homelanders, чем «миллениумов». Поэтому «иксы» редко занимают ключевые позиции в компаниях, особенно, если компанией руководит «бэби-бумер» — он скорее назначит начальником «миллениума», чем «икса».
Отличительной особенностью «иксов», как уже было сказано выше, является профессионализм. Они в этом плане требовательны и к себе, и к другим. Они не воспринимают людей, которые чего-то не знают, недопонимают. Поэтому если хотите найти общий язык с представителем поколения «Х», продемонстрируйте свои профессиональные возможности с наилучшей стороны, и он будет уважать вас. Также в характере «иксов» устраивать проверку – над вами могут подшучивать, иронизировать, в общем, пытаться уколоть. Это особенность сформировалась у «иксов» в детстве, так как они — дети, воспитанные улицей. Поэтому не расстраивайтесь, а постарайтесь выдержать этот экзамен. Если выдержите, «икс» будет искренне считать вас своим другом.
Поколение «миллениум» не понимает, что такое субординация, поэтому не удивляйтесь, если они напишут письмо непосредственно генеральному директору с предложением помочь в каком-то вопросе. Если они считают себя компетентными, они это сделают. Также представители данного поколения очень уважают компании, которые пропагандируют социальные ценности.
Если вы хотите создать «команду мечты», то в вашем коллективе должны присутствовать представители разных поколений. Взяв опыт «бэби-бумеров», профессионализм «иксов» и социальную ответственность «миллениумов», вы сможете воплотить в жизнь не простой проект, а инновационный, социально направленный и, конечно же, успешный.