Эх, не хочется даже вспоминать, как два года назад мы пытались поверить предвыборному слогану Владимира Зеленского о том, что, мол, изберите меня, и сразу же закончится «эпоха бедности». Ведь наивными были. Думали, что после «эпохи бедности» наступит «эпоха процветания». Но будущий глава государства обманывать не собирался. Просто избирателей не разубеждал, заранее понимая, что при таком стиле руководства государством после «эпохи бедности» неминуемо придет «эпоха нищеты».
Вот она и пришла — встречайте. О заоблачных тарифах на газ, электроэнергию, тепло было написано уже достаточно. Подорожание прочувствовали на своих кошельках. Достаточно сказать, что в декабре прошлого года цифры в квитанциях на коммунальные услуги оказались на 25 процентов выше, чем в ноябре.
Затем, в феврале уже нынешнего года, подорожало топливо. Стремительно, синхронно, на две—три гривни, и сразу все: бензин марок А-95 и А-92, дизель и газ автомобильный. Увы, Украина — импортозависимая страна. До 50 процентов бензина и 80 процентов дизеля мы закупаем. И это означает полную незащищенность перед ростом цен на топливо на мировых рынках. Заметим, что бурное подорожание оказалось, как всегда, абсолютно неожиданным для правительства. Только спустя месяц после скачка цен Министерство энергетики и Антимонопольный комитет начали проверку ситуации на рынке топлива.
Ну, а весной украинцев ожидает повышение стоимости целого ряда продуктов. Прежде всего, это коснется хлеба и хлебобулочных изделий, овощей и фруктов. Как сообщил Национальный банк, официальная инфляция составит около 6%. Виной всему, по официальной версии, низкий прошлогодний урожай большинства сельскохозяйственных культур.
Так, член Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин считает, что продолжат дорожать яйца, особенно накануне Пасхи. Напомним, что Светлое Христово Воскресение в этом году отмечается 2 мая. «С учетом логистики и торговой наценки яйцо уже не может стоить дешевле 3,5 гривен за штуку», — считает специалист. А по мнению главы Нацсовета экономического развития Алексея Дорошенко, нынешней весной заметно вырастут цены на муку, макароны, хлебобулочные изделия, крупы, сахар и подсолнечное масло. «Мы увидим весной продолжение январских и февральских процессов. Инфляция за январь и февраль составила не менее 2,5% (в январе было 1,4%), поэтому запланированный годовой показатель инфляции (7,5 %) может быть достигнут уже по итогам сентября—октября», – отметил эксперт.
Значительно подорожало в феврале свиное мясо. По данным Ассоциации «Свиноводы Украины», закупочные цены на свинину в феврале увеличились на 20%, до 46 грн/кг в живом весе, что отразилось на розничных ценах.
Впрочем, грядущее подорожание продуктов питания является продолжением прошлогодних процессов. Так, рекордсменом оказался сахар — рост цен на него составил 46%, или 6,5 гривен за килограмм. «Радовала» в прошлом году и гречневая крупа — рост на 35%, или почти на 10 грн/кг. На 22 процента, или почти на 10 гривен за литр подорожало за год подсолнечное масло. В январе этого года рост цен на него продолжился, дойдя до 44 грн/л. Так дорого — 1,6 доллара за литр в пересчете на мировые цены — отечественная «олия» никогда не стоила. Ее цена у нас почти сравнялась с импортным оливковым маслом, которое можно купить за 250 гривен за 5-литровую канистру.
Ну, а теперь о причинах резкого роста цен на продукты питания. Экономисты выделяют две основные. Первая — глобальный рост цен на продукты, вызванный карантином. Украина уже полностью интегрирована в мировой рынок продовольствия. То есть, полностью зависима от ситуации на нем. Растут цены на мировом рынке — растут и у нас. Никакой экономической автономности. При этом многие страны стали закупать продукты питания впрок, в госрезерв. Украине же подобное противопоказано: вдруг опять мыши съедят весь запас зерна?
Вторая причина — рост на 20 процентов минимальной зарплаты, повышение стоимости энергоносителей, прежде всего, природного газа. Все это ложится на себестоимость. На потребительские цены также повлияет третья волна пандемии и прогнозы на урожай.
Насколько конкретно вырастут цифры в ценниках на продукты питания, гадать бессмысленно. Скоро увидим. Угнетает, что действующая власть, прекрасно видя негативные тенденции на рынке продовольствия, ничего не делает для того, чтобы сбить волну подорожания на те или иные продукты питания. К примеру, тот же сахар. По мнению ряда специалистов, для нормализации ценовой ситуации правительству достаточно было бы намекнуть отечественным производителям о том, что вскоре на рынке появится дешевый тростниковый сахар. И сразу бы желание взвинчивать цены пропало бы. Но власть по-прежнему с олимпийским спокойствием наблюдает за ценовой вакханалией, надеясь, видимо, что народ, ошеломленный безудержным ростом коммунальных тарифов, грядущее подорожание продуктов питания воспримет с безысходностью.