Еще одно захоронение буквально выкопано из-под земли и отреставрировано личными силами и средствами волонтеров ОО «Мой дом Одесса».
Речь идет о могиле одного из лучших представителей южнорусской школы живописи, внесшего значительный вклад в украинскую портретную живопись, мастера психологического портрета Павла Григорьевича Волокидина.
«Когда полгода назад мы впервые увидели его могилу, памятник на надгробии настолько глубоко ушел под землю, что его пришлось выкапывать, чтобы прочитать надпись. Территория участка, где лежат бок о бок знаменитые художники, профессора и деятели кино была настолько завалена мусором, что на расчистку у нас ушел целый день», — рассказывают волонтеры.
Как это было, «Правда за Одессу» рассказывала в этой публикации.
С надгробием Павла Волокидина волонтеры ОО «Мой дом Одесса» справились собственными силами. И физически, и материально. Умышленно, по их словам, не афишировали и не просили помощи, просто для того, чтобы показать – было бы желание, а возможности найдутся!
Впрочем, по словам волонтеров, восстановленное надгробие на фото — это еще не окончательный вариант. Прямо сейчас идет шлифовка, реставрация надписи на табличке и укладка плитки.
И немного о виновнике всего этого переполоха:
Павел Волокидин был одним из основателей Общества им. К.К. Костанди (1922 г.).
После отъезда Нилуса и Бунина, он занимал мастерскую во флигеле знаменитого дома Буковецкого на ул. Княжеской (бывшую мастерскую Нилуса).
Никогда на Княжеской не было столько молодежи: Н. Шелюто, П. Пархет, Е. Кибрик, В. Лазурский. Абсолютная преданность делу, редкая одаренность, помноженная на требовательность к себе, широкая эрудиция, простота в общении, притягивали к нему, педагогу, молодых людей. Он входил в мастерскую в своем черном, слегка приталенном тулупе со смушковым воротником, в высокой смушковой шапке и в черных валенках с калошами. В руках была толстая палка, на которую он опирался при ходьбе. У него была неторопливая, как будто даже важная поступь. Облик крестьянина. Но когда он снимал тулуп и шапку и оставался в серой толстовке с мягким черным бантом вместо галстука (как любили носить в то время художники), перед вами был интеллигент со спокойным и благожелательным взглядом очень умных, светлых глаз. Волосы он стриг под машинку и носил небольшие, всегда аккуратно подстриженные усы.
Павел Гаврилович был хорошо знаком с заветами чистяковской школы: недаром в Академии художеств он учился в мастерской, руководимой Савинским, и, позже, у Матэ. Их имена он часто вспоминал с уважением. Он был талантливым портретистом и именно благодаря его шикарной работе мы знаем, как выглядел, например, Александр Михаилович ДеРибас, чей памятник на Втором Христианском кладбище тоже был недавно восстановлен силами энтузиастов.
В планах у волонтеров продолжение работы по спасению захоронений заслуженных одесситов. Уже сегодня сделан заказ на реставрацию надгробия, а также новый, гранитный памятник еще одному, очень важному для Одессы человеку, могила которого находится в крайне плачевном состоянии. Речь идет о легендарном одесском архитекторе Фёдоре Нестурхе.
«Новость о том, что могила одесского архитектора Фёдора Нестурха практически разрушена не вызвала особого резонанса, и это позор для города», — считают волонтеры.
В 1902 году Фёдор Нестурх возглавил Одесское архитектурное бюро, и следующие 20 лет он занимал должность главного архитектора города. На этом посту он разрабатывал новые строительные нормы для города и повышал требования к безопасности зданий, а первым его одесским проектом стало здание для первой в империи Станция скорой помощи. Следующей стала разработка проекта нового здания для Городской публичной библиотеки, расположенного на улице Пастера, с большим читальным залом и очень вместительным книгохранилищем. Затем была городская психиатрическая больница на Слободке и больничный городок на нынешней улице Леонтовича. Здания в стиле неоренессанс частично сохранены до наших дней – сейчас там находится Одесский областной противотуберкулезный диспансер. Грязелечебницы на Хаджибеевском лимане, купальни на Фонтане, реставрация украинского театра на Пастера и фруктовый пассаж Привоза – все это он, Федор Нестурх. Захоронение автора многих культовых зданий Одессы находится сегодня в просто плачевном состоянии. (фото).
«Мы исправим эту несправедливость. Уже заказан гранитный памятник и плитка. Деньги соберем среди таких же, как мы неравнодушных одесситов. Сумма не большая», — рассказали волонтеры.
Ребята из «Мой дом Одесса» занимаются не только спасением отдельных захоронений, они инициировали создание историко-культурного заповедника на территории Второго христианского кладбища.
Учитывая художественную ценность сохранившихся памятников, наличие уникальных образцов надгробных скульптур XIX – первой половины XX века и историческую роль похороненных людей, участники организации «Мой дом Одесса» подготовили документы для создания историко-культурного заповедника и внесение его объектов в реестр культурного наследия города. Его создание позволит превратить Второе христианское кладбище в новую одесскую достопримечательность.