Бельгийские трамвайные остановки были не только удобными и добротными постройками, но и служили отличительными знаками разных частей Одессы и ее пригородов. К сожалению, со временем остановок остается все меньше, поэтому и обеспокоила одесситов информация о том, что в Чубаевке ломают одну из немногих сохранившихся «бельгиек». Как на самом деле обстоят дела, выясняла Южная волна
Недавно в соцсетях появилась неприятная новость — историко-архитектурный памятник, Бельгийскую трамвайную остановку на пересечении улиц Чубаевской и Авдеева-Черноморского начали сносить. Сейчас здесь груды ракушечника и обнесенная синальной лентой часть сооружения.
Выяснилось, что разбирают не сам павильон, а заброшенный гараж, прилегающий к «бельгийке». А все потому, что давным давно, старая, но крепкая остановка превратилась в чей-то дом.
Краевед Дмитрий Жданов рассказывает
«Лет 30 как эту остановку переоборудовали в жилое помещение. Человек, который там жил, недавно умер и, насколько мне известно со слов жителей Чубаевки, они начали разбирать заброшенный гараж, который ему принадлежал. Вон на углу стоял. Сама же остановка в прошлом году была освобождена от забора для того, чтобы можно было сделать тротуар. И сейчас она открыта, она сохранилась. Жители Чубаевки обещают ее хранить.»
Грустно, но глядя на памятник архитектуры, понятно, что ей тоже осталось недолго. Облупленная и в трещинах – впрочем, до этого никому и дела нет. Сначала – непонятно, как стало жильем, а сейчас и вообще как бы не существует.
Когда-то здесь проходила линия трамвая под номером 26, что в 1927 году — двигался от Привоза, а с 28 года — от Тираспольской площади. Трамваи от тогдашней Великофонтанской, нынешней Люстдорфской дороги шли по Чубаевской к 7-й станции Фонтана, а на 8-й станции была конечная остановка. Но в 30-х годах прошлого века было принято решение о ликвидации в этом районе трамвайных путей. Но остались самые остановки.
Дмитрий Жданов убежден, что это сооружение достаточно просто отреставрировать, было бы желание.
«Фактически ее очень легко привести в первоначальный вид, разобрать часть стены, освободить колонны, заново покрасить и остановка примет полностью аутентичный вид. Там можно было сделать какие-то стенды с историей развития трамвайного дела в Одессе. Я думаю, это был бы очень интересный арт-объект.»
Напомним, унифицированные остановки электрического трамвая в нашем городе строились Бельгийским трамвайным обществом в начале 20 века по проекту архитектора Адольфа Минкуса. Долгие годы они служили одесситам, защищая их от жары и дождей. Со временем некоторые павильоны перешли в частное владение — там находятся магазины, кафе и т.д. Но большинство, к сожалению, просто уничтожено.
Дмитрий Жданов удивляется:
«Часть находится в частной собственности и кстати вопрос: а каким образом? Ведь все эти остановки были на балансе Горэлектротранса. И еще в середине 20 века они были на балансе. Что произошло потом? Боюсь, что нынешнее управление Горэлектротранса даже не знает, какие им остановки принадлежат сейчас, какие нет и почему так произошло.»
Люди добавляют, что в достоянии города, который нужно сохранить, к сожалению, не заинтересованы местные власти.
«Это же наше достояние, которое надо беречь, ценить и как-то поддерживать, хотя бы чуть-чуть. А тут напротив – это все уничтожается. Это просто ужасно. И все, к сожалению, из-за денег, из-за корысти, наши власть имущие просто даже не думают об этом. Им здесь не жить. Они довольны, что заграбастают деньги и будут «за бугром» жить, а что дальше будет с этим огородом, им, по-моему, без разницы.»
Сейчас в Одессе еще сохранилось 20 с лишним бельгийских остановок, но громаде принадлежит только 11. К сожалению, их состояние наглядно демонстрирует, как уничтожается аутентичная Одесса.