Спускаться по Потемкинской лестнице к морю всегда было сплошным удовольствием, а вот подъем наверх могли осилить не все. Для облегчения этой сложной задачи и был построен одесский фуникулер.
8 июля 1902 года рядом с Потемкинской лестницей состоялся торжественный запуск одесского фуникулера. Он представлял собой наклонную железную дорогу длинной около 100 метров, по которой ездило 2 вагончика, с местом разъезда посредине.
Оба вагончика были доставлены из самого Парижа и каждый вмещал в себя 35 пассажиров. Эти первые вагончики с зубчатой передачей прослужили примерно до 1919 года, а сегодня их сменили уже современные наклонные кабины, которые двигаются по раздельным путям и независимо друг от друга.
Первый этап работы одесского фуникулера продолжался до 1919 года, после него он был «законсервирован» на время и возобновил работу только 20 сентября 1926 года, переждав разруху после Гражданской войны.
Кстати, за все это время, включая годы простоя, фуникулер не разу капитально не ремонтировался. И французские кабинки и троссы изготовленные на одесском канатном заводе оказались надежными и прочными. В летние месяцы фуникулер перевозил до 4 тысяч пассажиров в день.
И снова его работу на долгих четыре года прервала война. Едва отдышавшись после обороны и оккупации одесские власти в 1948 году городские власти начали работы по восстановлению фуникулёра.
После восстановления он проработал 20 лет и был заменен эскалатором в 1970 году. Одесса на долгие 35 лет потеряла одну из своих уникальных достопримечательностей.
«…Уже давно нет двух вагончиков, двигавшихся друг другу навстречу, параллельно Потёмкинской лестнице от памятника дюку Ришелье и до входа в порт. Вагончики заменил эскалатор, лишив Приморский бульвар одной из его главных примет», констатировал поэт Всеволод Азаров в книге воспоминаний «Ветры нашей молодости».
В книге В. Галицкого «Театр моей юности» осталась
«мечта наша, наше вожделение — фуникулёр, на котором иногда нас катали вниз и вверх».
А вот Большая советская энциклопедия во время отсутствия фуникулёра, заменённого эскалатором, сообщала, что фуникулёр в Одессе есть.
И, наверное, это помогло. В 2005 году Одесский фуникулёр заработал снова.