Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

    94 года назад состоялась премьера фильма «Броненосец «Потемкин»

    24 декабря 1925 года состоялся премьерный показ немого черно-белого фильма 27-летнего Сергея Эйзенштейна,  «Броненосец «Потемкин», который навсегда вписал Одессу в летописи мировой кинематографии.

    Советское правительство поручило режиссеру Эйзенштейну создание юбилейного фильма к двадцатилетию первой русской революции 1905 года.

    Прибыв со съемочной группой в Одессу, Эйзенштейн проводил съемки на местах подлинных исторических событий — на одесской лестнице, в порту, а также на старом, превращенном в склад боеприпасов двойнике «Потемкина» — броненосце «Двенадцать апостолов».

    Двойник был действующим складом подводных мин. На выгрузку опасных объектов ушли бы месяцы, поэтому съемки проходили в экстремальных условиях: запрещено было бегать, курить, сильно стучать. По чертежам, найденным в Адмиралтействе, из фанеры и балок был воссоздан облик броненосца «Потемкин». А вот сцены во внутренних помещениях и эпизод с червивым мясом снимали на борту крейсера «Коминтерн».

    Успех фильма во всем мире был невиданным, беспрецедентным. Кинокритики всех стран признали его «лучшим фильмом всех времен и народов».

    Первоначально, сценарий предложили написать «старой большевичке», участнице дооктябрьского революционного движения Нине Фердинандовне Агаджановой-Шутко. Она с энтузиазмом принялась за дело. На втором этаже дачи в Немчиново (первый этаж занимал кстати, одессит, Исаак Бабель) Агаджанова работала над сценарием фильма «1905 год». По задумке сценариста и режиссера, кинолента должна была осветить самые яркие эпизоды революционного года: русско-японскую войну, резню армян, Кровавое воскресенье, бои в Москве. Однако Эйзенштейн сопоставив возможности и сроки, решил отказаться от многособытийного сюжета и взять за основу один эпизод сценария — восстание на броненосце «Потемкин». В тексте Агаджановой он занимал незначительное место — по разным данным, от 41 до 44 кадров из 800.

    Новый вариант сценария был написан Сергеем Эйзенштейном совместно со сценаристом и актером Григорием Александровым.

    Съемки тоже планировалось проводить в разных уголках Советского союза: в Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме, Шуше, Махинджауре, Златоусте и др. Часть кадров даже успели отснять в Ленинграде, но вмешалась погода, и съемки перенесли в Одессу и Севастополь.

    Исполнителем главной роли Матроса Вакулинчука стал актер Александр Антонов, исполнивший роли в двух первых фильмах Эйзенштейна. В образе лейтенанта Гиляровского предстал сценарист картины Григорий Александров

    Режиссера Владимира Барского, который тоже снимал фильм в Одессе, удалось уговорить сыграть капитана корабля. Актеры Михаил Гоморов, Владимир Уральский, Андрей Файт и даже сам Сергей Эйзенштейн перевоплотились в матросов и колоритных жителей Одессы. Остальные роли сыграли простые одесситы, не являющиеся профессиональными актерами.

    Был на съемках и еще один запоминающийся актер — ребенок в коляске, которого растоптали на лестнице. Его сыграл Абба Глауберман, впоследствии ставший доктором физико-математических наук, профессором, директором Научно-исследовательского института физики Одесского государственного университета.

    А вот «ожившего каменного льва» с помощью соединения очень коротких кусков пленки  «сыграли» скульптуры львов из Воронцовского дворца в Крыму.

    Режиссер вернулся в Москву 23 ноября с 4500 метрами отснятой кинопленки. Оставалось уже меньше месяца до премьеры. Эйзенштейн дневал и ночевал в монтажной первой Госкинофабрики, чтобы создать уникальный ритм и атмосферу легендарного фильма.

    Находкой мастера стал красный флаг, поднятый над кораблем восставшими матросами. В то время пленка не отображала цвета, поэтому Эйзенштейн специально снимал белый флаг, чтобы затем кисточкой, миллиметр за миллиметром на протяжении 108 кадров раскрашивать его вручную. Так появился первый советский цветной кинофильм.

     

    Добавить комментарий

    Легенда одесского маяка

    В начале июня нынешнего года начальник Воронцовского маяка отдела маячной службы ФГУ «Одесский район гидрографии» Иван Тимофеевич Цихович, который прослужил на своем посту 65 лет и 2 месяца, передал ключи от маяка своему преемнику ‒ капитану 1-го ранга запаса Олегу Гринько. 

    Слободское кладбище: тайные истории, люди и судьбы

    По многочисленным просьбам историков-краеведов, а также жителей города Одесская киностудия и кинокомпания «Юг-фильм», при содействии департамента культуры и туризма Одесского городского совета, продолжила работу над мультимедийным проектом «Пантеон Одессы» и приступила к съемкам документально-публицистического фильма о Слободском кладбище г. Одессы. Автор проекта и режиссер – И. Козлов-Петровский. Продюсеры – А. Осипов, Э. Сергеева, Е. Женин, В. Шерстобитов.

    Трагедия в Перми

    Утром минувшего понедельника студент открыл стрельбу в Пермском государственном университете. По официальным данным Следственного комитета, погибли шесть человек, пострадали 28 – они были ранены при стрельбе или получили травмы при падении из окон. Стрелок ранен при задержании – это Тимур Бекмансуров. Он был вооружен дробовиком, тщательно готовил нападение и перед этим подробно описал в социальной сети мотивы своего поступка.

    Зимние хлопоты, кабальный договор и камеры слежения на дорогах

    На прошлой неделе состоялась очередная сессия городского совета, и самой обсуждаемой темой была подготовка к зиме, которая, как известно, приходит неожиданно и приносит с собой массу проблем…