На пересечении улиц Пушкинской и Жуковского, расположено ветхое, полуразрушенное здание с серым фасадом, некогда воспетое Исааком Бабелем в «Одесских рассказах»: «Я поставлю вам, Эйхбаум, памятник из розового мрамора. Я сделаю вас старостой Бродской синагоги».
Когда-то это была главная синагога Одессы – Бродская. Мало кто помнит историю этого мрачного здания, а она весьма любопытна. С начала XIX века в Одессе существовала Бродская община, которую основали еврейские переселенцы из местечка Броды (Галиция), которое и стало обозначением самой общины, а после и синагоги.
Точная дата основания Бродской синагоги в документах не найдена. По сведениям Управления Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора за 1852 год, она существовала уже с 1820 года в виде «Молитвенного дома №1» для просвещённых евреев» и располагалась на Итальянской (Пушкинской) улице угол Почтовой в доме греческого купца К. Папудова. По крайней мере, 58 прихожан из 100 числившихся у истоков, были австрийскими выходцами, большинство составляли уроженцы вышеупомянутого города Броды, однако были среди прихожан и еврейские представители царства Польского и определенное количество уроженцев российских губерний
В 1863 году Строительный комитет рассмотрел вопрос строительства собственного здания Бродской синагоги и дал разрешение на него. К 1868 году здание уже было возведено там же, на углу улиц Пушкинской и Почтовой, по проекту архитектора Осипа Коловича. Именно переезд Молитвенного дома № 1 в новое помещение и положило тогда начало Бродской синагоге, здание которой сохранилось до наших дней.
Новое строение было возведено в стиле флорентийской готики, выгодно выделяясь гармоничностью пропорций, арочными окнами, стрельчатыми сводами и восьмигранными башенками.
В новом зале Бродской синагоги установили орган. Так появилась первая в тогдашней Российской империи хоральная синагога. Кроме того, в ней соблюдалась более строгая обрядность, был кантор и мужской хор.
Бродская синагога стала весьма влиятельным и популярным в Одессе религиозным учреждением. Она претендовала на равноправие с Главной синагогой (находившейся на углу улиц Ришельевской и Еврейской), при этом подчеркивая свою специфику и отличие во взглядах на религию.
В 1902 году даже были выдвинуты требования к властям города о предоставлении раввину Бродской синагоги права производить метрикацию еврейского населения, на равных с раввином Главной синагоги, который ранее имел на это исключительные полномочия.
В разное время прихожанами, служащими или почетными гостями Бродской синагоги были выдающиеся личности. Знаменитый петербургский тенор Нисан Блюменталь с 1841 года служил здесь кантором-органистом, дирижер и композитор Давид Новаковский — руководителем хора.
В 1925 году на основании постановления Одесского губисполкома и Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета УССР Бродская синагога была закрыта. Здание передали еврейскому рабочему клубу, а спустя 4 года — клубу обувной фабрики.
В 1942 году, в период немецко-румынской оккупации Одессы, здание бывшей Бродской синагоги было отдано под архив. А после освобождения Одессы в апреле 1944 года решением облисполкома закреплено за Одесским областным архивом. В 1944-1964 годах здание реконструировали, в результате чего вместо бескаркасного, полого внутри строения, появилось двухэтажное здание с внутренней пятиэтажной конструкцией — архивохранилищем.
Несмотря на многочисленные перестройки в советский период и утрату внутреннего интерьера, здание бывшей Бродской синагоги сохраняет свою ценность и решением Одесского облисполкома № 480 от 15 августа 1985 года взято под охрану государства как памятник градостроительства и архитектуры местного значения (охранный номер 695-ОД).
В собственность еврейской общины Бродская синагога вернулась совсем недавно, в 2016 году. Однако до сих пор состояние памятника архитектуры остается критическим.