24 декабря 1925 года состоялся премьерный показ немого черно-белого фильма 27-летнего Сергея Эйзенштейна, «Броненосец «Потемкин», который навсегда вписал Одессу в летописи мировой кинематографии.
Советское правительство поручило режиссеру Эйзенштейну создание юбилейного фильма к двадцатилетию первой русской революции 1905 года.
Прибыв со съемочной группой в Одессу, Эйзенштейн проводил съемки на местах подлинных исторических событий — на одесской лестнице, в порту, а также на старом, превращенном в склад боеприпасов двойнике «Потемкина» — броненосце «Двенадцать апостолов».
Двойник был действующим складом подводных мин. На выгрузку опасных объектов ушли бы месяцы, поэтому съемки проходили в экстремальных условиях: запрещено было бегать, курить, сильно стучать. По чертежам, найденным в Адмиралтействе, из фанеры и балок был воссоздан облик броненосца «Потемкин». А вот сцены во внутренних помещениях и эпизод с червивым мясом снимали на борту крейсера «Коминтерн».
Успех фильма во всем мире был невиданным, беспрецедентным. Кинокритики всех стран признали его «лучшим фильмом всех времен и народов».
Первоначально, сценарий предложили написать «старой большевичке», участнице дооктябрьского революционного движения Нине Фердинандовне Агаджановой-Шутко. Она с энтузиазмом принялась за дело. На втором этаже дачи в Немчиново (первый этаж занимал кстати, одессит, Исаак Бабель) Агаджанова работала над сценарием фильма «1905 год». По задумке сценариста и режиссера, кинолента должна была осветить самые яркие эпизоды революционного года: русско-японскую войну, резню армян, Кровавое воскресенье, бои в Москве. Однако Эйзенштейн сопоставив возможности и сроки, решил отказаться от многособытийного сюжета и взять за основу один эпизод сценария — восстание на броненосце «Потемкин». В тексте Агаджановой он занимал незначительное место — по разным данным, от 41 до 44 кадров из 800.
Новый вариант сценария был написан Сергеем Эйзенштейном совместно со сценаристом и актером Григорием Александровым.
Съемки тоже планировалось проводить в разных уголках Советского союза: в Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме, Шуше, Махинджауре, Златоусте и др. Часть кадров даже успели отснять в Ленинграде, но вмешалась погода, и съемки перенесли в Одессу и Севастополь.
Исполнителем главной роли Матроса Вакулинчука стал актер Александр Антонов, исполнивший роли в двух первых фильмах Эйзенштейна. В образе лейтенанта Гиляровского предстал сценарист картины Григорий Александров
Режиссера Владимира Барского, который тоже снимал фильм в Одессе, удалось уговорить сыграть капитана корабля. Актеры Михаил Гоморов, Владимир Уральский, Андрей Файт и даже сам Сергей Эйзенштейн перевоплотились в матросов и колоритных жителей Одессы. Остальные роли сыграли простые одесситы, не являющиеся профессиональными актерами.
Был на съемках и еще один запоминающийся актер — ребенок в коляске, которого растоптали на лестнице. Его сыграл Абба Глауберман, впоследствии ставший доктором физико-математических наук, профессором, директором Научно-исследовательского института физики Одесского государственного университета.
А вот «ожившего каменного льва» с помощью соединения очень коротких кусков пленки «сыграли» скульптуры львов из Воронцовского дворца в Крыму.
Режиссер вернулся в Москву 23 ноября с 4500 метрами отснятой кинопленки. Оставалось уже меньше месяца до премьеры. Эйзенштейн дневал и ночевал в монтажной первой Госкинофабрики, чтобы создать уникальный ритм и атмосферу легендарного фильма.
Находкой мастера стал красный флаг, поднятый над кораблем восставшими матросами. В то время пленка не отображала цвета, поэтому Эйзенштейн специально снимал белый флаг, чтобы затем кисточкой, миллиметр за миллиметром на протяжении 108 кадров раскрашивать его вручную. Так появился первый советский цветной кинофильм.