Павлуша Мегер, как и все одесские мальчишки, с детства мечтал о морских подвигах. И не просто мечтал, в 9-лет он подбил компанию таких же юных мечтателей совершить морское путешествие к Кавказским берегам. Ох и шуму тогда наделали в Одессе маленькие путешественники. Детей, ушедших на лодке в открытое море искали две недели! Когда родители уже совсем отчаялись увидеть своих чад живыми, лодка вернулась в Одессу, с экипажем в полном составе и полная скумбрии. Это был первый рейс будущего Героя Советского Союза, отважного полярника, одессита, Павла Власовича Мегера.
Павел подрос, закончил одесское училище плавсостава, ныне им. Маринеско, в течение девяти лет ходил матросом, а затем кочегаром на судах Черноморского ‘пароходства: «Крым», «Декабрист» , «Днепр», «Охоток», , «Киев». Черное море он исходил вдоль и поперек, а во второй половине 30-тых сменил теплую Одессу на холодный Мурманск, поступив камбузником на ледокол «Ермак».
Кстати, поваром был и отец Павла, и сам он очень любил готовить. А еще одним хобби Павла Мегера была живопись, он с юности делал зарисовки родной Одессы, а в последствии, используя свободное от основной ‘работы время, делал в альбом зарисовки эпизодов героического полярного дрейфа и писал дневник.
В 1937 году научная экспедиция на ледоколе «Георгии Седов», занималась исследовательскими работами в Карском море и в море Лаптевых в районе Ново-Сибирских островов. В самый разгар гидрологических и гидрографических работ «Георгий Седов» вызвали к проливу Вилькицкого, чтобы освободить застрявших во льдах ледоколы «Садко» и «Малыгин». «Седов» тоже не смог победить застывшую во льду стихию — так начался легендарный дрейф. В ледяном плену на трех дрейфующих судах оказалось 217 человек экипажа. Не имеющим опыта полярной зимовки морякам пришлось перейти на зимовочное положение. Команды перешли на отопление с помощью камельков (буржуйка), освещение — керосинка («летучая мышь») и свечи.
В конце августа 1938 года, на помощь дрейфующим прибыл ледокол «Ермак». Машинному отделению «Ермака» предстояла особенно напряженная работа: перед «Ермаком» лежало» 60 миль льда, который считался непроходимым; затем следовало 100 миль очень тяжелого льда и 160 миль льда более мелкого. Льды простирались до 78-й параллели. Все это требовало ‘колоссально напряжения сил машинистов и особенно кочегаров. Когда «Ермак» подошел к каравану дрейфующих ледокольных судов, 14 опытных кочегаров были переданы на зимовавшие корабли, в их числе был и Паша Мегер. Более того, он вместе с сослуживцем, матросом Гетманом, написал в заметку в судовой газете с заявлением о готовности стоять у топки круглосуточно и сделать все зависящее от них для того, чтобы «Ермак» вместе с судами каравана пробился на чистую воду. Они выполнили свое обязательство. Примеру передовиков последовали другие; стахановцы корабля.
«Малыгина» и «Садко» удалось вывести, но «Седова» с повредленным рулем было решено оставить в дрейфе. В числе лучших своих людей коллектив «Ермака» перевел на борт дрейфующего «Седова» Ивана Ивановича Гетмана и; Павла Власовича Мегера.
Только в январе 1940 года к «Георгию Седову», находившемуся в Гренландском море после дрейфа через пролив между Шпицбергеном и Гренландией, пробился ледокол «И.Сталин» и помог ему выбраться изо льдов.
29 января 1940 года судно прибыло в Мурманск. За героизм и мужество все участники дрейфа были удостоены звания Героев Советского Союза, а корабль награжден орденом Ленина.
Павел Мегер стал первым одесситом получившим звание Героя Советского Союза.
Вернувшись на материк, Павел Власович Мегер поступил в Московский мореходный техникум, однако, закончить его не смог из-за начала Великой Отечественной войны. На фронт он ушел добровольцем. Воевал разведчиком в составе 420-го стрелкового полка 122-й стрелковой дивизии Карельского фронта. 21 января 1942 года Павел Власович Мегер погиб в бою.
Могила одессита, героя СССР Павла Мегера? находится в Мурманске, на воинском участке старого городского кладбища.
P.S. Одним из важных научных достижений дрейфа «Седота» является окончательное уничтожение легенды о «Земле Санникова», как будто бы виденной в районе к северу от острова Котельный. Во «ремя дрейфа «Седова» была разрешена еще одна интересная географическая задача. Море Лаптевых с физико-геотрафической точки зрения не является морем, а лишь заливом Северного Ледовитого океана. За северную границу принята дуга большого круга, соединяющая мыс Молотова на Северной Земле — с точкой пересечения меридиана Северного мыса острова Котельного 139° в. д. с краем’ материковой отмели (с 200-метровой изобатой). Всего за время ювоеГо юамюкЯОйтельно1го дрейфа «Седов» изм-ерил 38 океанических глубин, сделал 43 гидрологических станции, включающие в себя измерение температур и соленостей- на разных глубинах от поверхности моря. За то же время. «Седов» произвел 78 определений земного магнетизма, что позволит с большей уверенностью пользоваться магнитным компасом в высоких широтах. 50 определений силы тяжести, произведенных «Седовым», послужат для определения фигуры земли и сгро-ешя земной коры в центре Арктики. Через каждые два часа на «Седове» производились метеорологические наблюдения и четыре раза в день эти наблюдения передавались на Большую Землю.