Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    80 лет тому назад в Одессе

    30 сентября 1941 года Ставка Верховного главнокомандования отдала директиву об эвакуации войск ООР.

    С 6-го по 14 октября вся работа промышленных предприятий города практически была свернута, наиболее ценное оборудование было вывезено, остальное – подготовлено к уничтожению. В течение суток в Одесский порт прибыло пять судов, на подходе находилось еще семь. Продолжалась эвакуация частей Приморской армии, главным образом, тыловых и артиллерийских. В течение двух последних дней было отправлено свыше 3 тысяч человек, 500 тонн различного имущества, 230 лошадей, 51 автомашина, свыше 1000 тонн различных грузов.

    В середине дня Военный совет ООР перенес свой командный пункт на флагманский корабль – крейсер «Червона Україна», откуда осуществлял руководство свертыванием сил оборонительного района.

    Во второй половине дня был отдан последний боевой приказ по войскам Одесского оборонительного района, подписанный командующим контр-адмиралом Г. В. Жуковым и членами Военного совета.

    В соответствии с планом эвакуации и приказом командующего главные силы защитников Одессы в 19 часов начали организованный отход с боевых позиций, оставив там арьергарды.

    Отход арьергардов с переднего края начался в 21 час. Его прикрывали огнем крейсер «Красный Кавказ», эсминцы «Бодрый» и «Незаможний», артиллеристы батарей 42-го отдельного артдивизиона и 73-го зенитного артполка.

    Напряженный до предела незаметно истек день – 15 октября, последний день героической обороны Одессы.

    Город готовился не к сдаче, он готовился к борьбе с фашистскими захватчиками в новых условиях.

    Так, в течение нескольких часов были осуществлены отход и посадка основных сил Одесского оборонительного района: 35 тысяч человек с личным оружием и боевой техникой. В 5 часов 10 минут 16 октября из Одесской гавани вышел последний транспорт.

    Командные пункты армейского и морского командования были свернуты лишь тогда, когда командир порта капитан 1-го ранга Макаренко сообщил, что порт чист «под иголочку». Прошло еще полчаса, и в пять тридцать 16 октября оперативный дежурный доложил командованию: «Эвакуация Одессы полностью завершена. Потерь ни в людях, ни в технике нет». В 5 часов 30 минут в море вышел крейсер «Червона Україна», на борту которого находились члены Военных советов Одесского оборонительного района и Приморской армии и 1127 бойцов частей прикрытия.

    Впервые в истории войн скрытно от противника была осуществлена блестящая операция – выведена из боя, посажена на корабли и эвакуирована с обособленного плацдарма в тылу основных сил врага многотысячная современная армия с многочисленной боевой техникой. Общепризнано, что боевая операция, связанная с эвакуацией сил и средств Одесского оборонительного района, по искусству проведения и достигнутым результатам осталась непревзойденной до конца Второй мировой войны.

    Эвакуация Одесского оборонительного района так и осталась незамеченной противником. Вплоть до второй половины дня 16 октября враг продолжал артобстрел и бомбардировку с воздуха передовых рубежей оставленных нашими войсками города и порта. К 9 часам утра вражеская авиаразведка обнаружила в районе Тендры крупный караван советских судов, который был атакован небольшими группами самолетов. Лишь во второй половине дня враг установил, что Одесса эвакуирована. Авиация противника начала ожесточенно преследовать отходящие транспорты и корабли. 56 вражеских бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей предпринимали попытки нанести массированный удар по каравану наших судов. Но эти атаки были успешно отбиты 50 самолетами истребительной авиации ЧФ и 69-го авиаполка Приморской армии.

    Для эвакуации Одессы было привлечено 24 транспорта, которые с 1-го по 16 октября сделали 51 рейс, и 23 корабля Военно-Морского флота, выполнивших 33 рейса. За это время из осажденного города было переброшено в Крым и на Кавказ более 80 тысяч бойцов и командиров Приморской армии и Одесской военно-морской базы, 15 тысяч человек гражданского населения, 462 орудия, 14 танков, 16 бронемашин, 1158 автомобилей, около 25 тысяч тонн различного оборудования одесских заводов, фабрик и порта. Всего по морской трассе Одесса – Севастополь – Одесса с июля до середины октября 1941 года прошло 911 транспортов общим тоннажем до 4173 тысяч тонн. Экипаж 71 транспортного судна осуществил в двух направлениях 378 рейсов, вывез оборудование 34 крупных предприятий. Одновременно морскими судами было эвакуировано из осажденной Одессы более 31 тысячи раненых бойцов и командиров, 300760 человек гражданского населения, что составляло примерно 10 процентов общего количества рабочих, служащих и членов их семей, эвакуированных из Украины. Черноморский флот успешно справился с труднейшей задачей эвакуации сил и средств Одесского оборонительного района.

    Все, что оказалось невозможно вывезти – бронепоезда, часть артиллерии тяжелых систем, железнодорожные вагоны, часть паровозов, тракторов и автомашин, – пришлось уничтожить.

    Эвакуацией Приморской армии и Одесской военно-морской базы завершилась героическая 73-дневная оборона Одессы, длившаяся с 5 августа по 16 октября 1941 года.

    В ночь с 15-го на 16 октября в Одессе было распространено обращение областного комитета партии и областного совета депутатов трудящихся «Ко всем гражданам Одессы и Одесской области», в котором объяснялись причины эвакуации города, подводились итоги героической обороны, ставились задачи дальнейшей борьбы трудящихся против ненавистного врага.

    Только к вечеру 16 октября на улицах Одессы показались авангардные части противника. Их встретили огнем бойцы диверсионно-разведывательного отряда В.А. Молодцова (Бадаева), партизаны.

    Начался новый этап борьбы трудящихся Одессы с фашистскими захватчиками.

    17 октября в 17 часов силы Одесского оборонительного района (ООР) благополучно прибыли в Севастополь. В вечернем сообщении Совинформбюро от 17 октября 1941 года говорилось:

    «Организованная командованием Красной Армии… эвакуация советских войск из Одессы закончилась в срок и в полном порядке. Войска, выполнив свою задачу в районе Одессы, были переброшены нашим морским флотом на другие участки фронта в образцовом порядке и без каких-либо потерь. Распространяемые немецким радио слухи, что советские войска вынуждены были эвакуироваться из Одессы под напором немецко-румынских войск, лишены всякого основания.

    На самом деле эвакуация советских войск из района Одессы была проведена по решению Верховного Командования Красной Армии по стратегическим соображениям и без давления со стороны немецко-румынских войск. Ввиду этого заявления немецкого командования о трофеях, будто бы взятых немецко-румынскими войсками в районе Одессы, являются пустым хвастовством».

    Указами Президиума Верховного Совета СССР за подвиги, совершенные на одесском плацдарме, 14 воинов удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 57 человек награждены орденом Ленина, 379 – орденом Красного Знамени, 659 – орденом Красной Звезды, 21 – орденом «Знак Почета», 500 – медалью «За отвагу», 551 – медалью «За боевые заслуги». Все защитники Одессы – пехотинцы, моряки, летчики, труженики промышленных предприятий, транспорта, строители оборонительных сооружений – награждены медалью «За оборону Одессы», специально учрежденной в 1942 году Президиумом Верховного Совета СССР в знак всенародного признания их вклада в дело завоевания победы над врагом.

    Медалью «За оборону Одессы» отмечен героический труд коллективов Черноморского пароходства, Одесского морского порта, Одесско-Кишиневской железной дороги, заводов имени Январского восстания, имени 50-летия Советской Украины (бывшего судоремонтного № 1), имени Октябрьской революции, «Красная гвардия», «Большевик», «Кинап», имени Петровского, сталепроволочно-канатного, особо отличившихся в суровые дни вражеской осады.

    Своими беспримерными ратными подвигами защитники Одессы снискали ей высокое звание города-героя. За выдающиеся заслуги перед Родиной, за мужество и героизм, проявленные трудящимися города и войсками в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. 8 мая 1965 года городу-герою Одессе была вручена высшая награда советского государства – орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

    Нина Онилова

    Под Одессой неувядаемой славой покрыли себя женщины-героини. Нина Онилова, комсомолка с одесской трикотажной фабрики, попала в 25-ю стрелковую дивизию, была там медсестрой, а потом, освоив пулемет, стала пулеметчицей.

    Людмила Павличенко

    Людмила Павличенко, студентка исторического факультета Киевского университета, стала одним из лучших снайперов армии: во время обороны Одессы счет уничтоженных ею фашистов достиг внушительной цифры – 187. Модистка из одесского ателье Нина Воскобойник в одном строю с мужчинами отбивала яростные атаки противника.

    В боях за Одессу румынская армия потеряла убитыми 3435 офицеров, 1385 унтер-офицеров, 85000 солдат. Советские потери составили более 41000 человек. Эти цифры постоянно уточняются.

    Есть в Одессе священное место – Аллея Славы у моря. Здесь смолкают разговоры, и в молчании у Вечного огня останавливается на мгновение бег космического века. Серебристые раскидистые тополя склонились в молчании над зелеными лентами молодой травы, над строгими мраморными плитами. На плитах – имена. Бессмертные имена героев.

    Валерий ШЕРСТОБИТОВ, к.т.н., доцент, член Ассоциации моряков-подводников им. А. Маринеско

     

    Добавить комментарий

    Венчурные инвестиции для бизнеса: как привлечь капитал в стартап

    Главная проблема начинающих предпринимателей – недостаток средств. Любое дело требует стартового капитала, который зачастую рассчитать не так уж просто. И как следствие, стартаперам приходится искать дополнительные источники финансирования. Таковыми могут стать венчурные инвестиции. Преимущества венчурных инвестиций для стартапа Для бизнеса венчурные инвестиции несут такие плюсы: Материальная помощь – прежде всего, стартап получает источник финансирования. Это способствует росту […]

    Найкращі марки рому: що п’ють в Україні та світі

    А ви куштували напій піратів? Можна не сумніватися, що не менш як половина читачів відповість на це питання негативно. Найпопулярніший інгредієнт незліченної кількості коктейлів дуже гарний і в чистому вигляді, тому продегустувати його потрібно обов’язково. Питання в тому, як вибрати справжній ром, якщо ви про нього майже нічого знаєте. Спробуємо вас зорієнтувати, запропонувавши рейтинг найкращих […]

    Лучшие марки рома: что пьют в Украине и мире

    А вы пробовали напиток пиратов? Можно не сомневаться, что не менее половины читателей ответит на этот вопрос отрицательно. Популярнейший ингредиент бесчисленного количества коктейлей очень хорош и в чистом виде, так что продегустировать его нужно обязательно. Вопрос в том, как выбрать настоящий ром, если вы о нем почти ничего знаете. Попробуем вас сориентировать, предложив рейтинг лучших марок […]

    Оборудование для испытания бетона и его роль

    Бетон является основным строительным материалом для возведения зданий, мостов и дорог. Его свойства должны соответствовать стандартам, чтобы конструкции могли выдерживать нагрузки и воздействие окружающей среды. Лабораторное оборудование для испытаний бетона помогает проверить его прочностные, физико-химические и эксплуатационные характеристики. Чтобы проверка прочности бетона было точным, важно применять качественное оборудование. Для чего проводятся испытания бетона? Основная цель испытаний бетона […]