Об истории и топонимике Одессы известно многое, а вот о происхождении ее ближайших окрестностей – крайне мало. Сегодня «Правда за Одессу» расскажет о селе, жители которого долгое время приравнивались к одесситам – Бурлачьей Балке.
На протяжении большей части своей истории Бурлачья Балка входила в состав Одесского градоначальства, а его жители носили звание мещан, то есть считались горожанами Одессы.
Название села происходит от слова «бурлака», которое, по словарю Владимира Даля обозначает «крестьянина, идущий в чужбину на заработки, шатуна, побродягу». Именно этот контингент, состоящий в основном из бывших запорожских или черноморских казаков, и образовал в конце ХVIII в. На окраине Одессы поселение Бурлачья Балка.
Первое письменное упоминание о хуторе Бурлачья Балка содержится в «Пофамильных списках жителей» 1829 г. составленных для генерал-губернатора графа М. С. Воронцова. Список этот указывает 8 жителей, обитавших в землянках, и 12 – в собственных домах. Первооснователем поселения принято считать И. Пилипенко, осевшего на этой территории в 1800 году, хотя можно предположить, что были и более ранние поселенцы. Данные о дате основания села и фамилиях первых обитателей Бурлачьей Балки могли бы дать надписи на памятниках кладбища Бурлачьей Балки, но наиболее старая часть кладбища была разрушена при строительстве в начале 1970-х гг. паромной переправы Ильичевск – Варна, а из сохранившихся могил, самые ранние — «1829» года. Фамилии владельцев частных хуторов при Бурлачей Балке указаны в адрес-календарях за разные годы.
В 1830 г., в связи с созданием Одесского уезда, власти провели узаконивание собственности на землю по всему градоначальству и за мещанами Бурлачьей Балки закрепили участки площадью по 8 дес. 1548 кв. саж. на двор (при норме до 50 дес.). Сокращение площади общей «дачи» хуторов во многом объясняется тем, что земли вокруг нее еще ранее начали раздавать частным владельцам. На 1809 г. в балке Сухого лимана участки имели купцы Томилин, Инглези и Берде, на берегу Сухого лимана – купцы Колич, Нейдзер, А. Попов, Ф. Чемаподский, Н. Лигди, К. Сапоаниоди и т.д.
Впоследствии, близость Одессы, в которой располагался штаб войск Одесского округа, способствовала тому, что во время войн в селе размещали армейские подразделения. В конце 1876 г. здесь квартировали солдаты 8-й роты Можайского пехотного полка.
Расположение Бурлачьей Балки на берегу Сухого лимана у Черного моря способствовало развитию рыболовства. Жители вылавливали в больших количествах бычки и морскую камбалу, которую продавали впоследствии на одесском «Привозе». В чести было и хозяйство — выращивали картофель, лук, огурцы, томаты, свеклу, морковь. В селе почти с самого образования имелась собственная приходская школа.
А в начале 1920-х гг. Бурлачья Балка «прославилась» своими фальшивомонетчиками. В книге «Бандитская Одесса» сообщается о выявлении органами ЧК мастерской в Бурлачьей Балке, в которой выпускались кредитки всех достоинств, руководил мастерской бывший городовой Федоров.
В 1918 г. в селе еще сохранялось уездное и волостное управление, Бурлачья Балка оставалась в составе Дальницкой волости Одесского уезда. После создания в 1923 г. Одесского района село стало центром сельсовета (Бурлачья Балка, Сухой Лиман; хутора Мармусевича, Вейнера, Игнатенка, Учебно-виноградная станция), а уже с 1934 г. Бурлачебалковский сельсовет ввели в состав Одесского пригородного района. там создали колхоз «Вольный Бурлак», который вместе с совхозами «Трофимовка», «Ульяновка» и «Хаджибейский» стал базой для выращивания новых сортов винограда.