Уходит год. Какой он был для нас? По старой доброй традиции, сев за праздничный стол, мы будем провожать его и благодарить хотя бы за то, что он был!
Високосный 2020-й все же особенный. Ко всем нашим национальным бедам добавилась общая человеческая трагедия – пандемия COVID-19. Когда попадаешь на Западное кладбище в Одессе (говорят, оно самое большое в Европе), становится страшно. Здесь не выкапывают могилы, как раньше – вручную одну, две. Здесь, на бывшей территории военного аэродрома, могилы роют экскаватором – траншеями.
Умирают люди не только от COVID-19. Три года назад, в первый день нового 2017-го, я была шокирована увиденным на склонах Отрады: спящий бездомный человек под куском целлофана на промёрзшей земле, а у альтфатера роющиеся совсем юные ещё парень и девушка. Помню, не выдержала, написала статью в «Вечерку». Думала, докричусь, и кто-то из власть имущих обратит внимание на это явление в нашем обществе.
В уходящем 2020-м у альтфатеров на одесских склонах не один и не два без определённых занятий нищих человека. Они в отличие от нас, пока ещё более обеспеченных, объединяются. Создают группы по четыре-пять человек. Так легче, наверное, выжить. Кто знает, что зреет в их сознании. Может, уже выбраны в их сообществах вожаки – Робин Гуды? Ещё немного – и «полетят клочки по закоулочкам»…
«Поговори со мною мама» – эта давно знакомая нам мелодия переполняет предновогоднюю суету рыночного квартала возле Привоза. Пожилая женщина с самодельным усилителем и микрофоном в руках без остановки исполняет почти весь репертуар Валентины Толкуновой. Что вывело её в эти промозглые предпраздничные дни на улицу?
Открытый футляр, как копилка для заработанных денег у ног виртуоза-скрипача, часами играющего на тротуаре в жару и холод. Приходилось ли вам видеть такие картины на улицах Одессы?
Наверное, выступают они не от большой любви к свежему воздуху, а в надежде на наше с вами милосердие. Им просто нечего есть!
Мы свыклись с этим и пробегаем мимо, не обращая внимания, нам некогда оглянуться, задуматься, что же дальше будет с ними и с нами. Ведь вечно так продолжаться не может!
Но не хлебом единым…
С экрана компьютера льется трогательная музыка виолончели. Молодой музыкант в сопровождении ансамбля скрипачей в стенах величественного дворца эпохи Возрождения исполняет концерт И.-С. Баха. Здорово играет! За время пандемии он смог записать онлайн девять концертов. У него миллионы просмотров по всему миру. Конечно, здорово! А разве наши одесские виртуозы хуже? Сколько талантливых музыкантов и певцов воспитала наша Одесская национальная музыкальная академия им. А.В. Неждановой!
Но есть один немаловажный нюанс. Где брать деньги на такие престижные самостоятельные концерты и их запись? Весь облик этого молодого виртуоза-виолончелиста излучает уверенность, беззаботность, полную отдачу музыке. Разве ему нужно думать, как прокормить и одеть свою семью, а хватит ли денег на оплату ЖКХ? Он полностью отдан своей работе, творчеству, технике игры, репертуару…Тылы его надёжно защищены государством…
Нищета и бедность не только в карманах наших граждан. Мы обеднели духовно. А если сознание человека надломлено – его легко сломать, умертвить его дух.
Уходят наши великие земляки, «стойкие оловянные солдатики», во всех смыслах народные, кто задавал тон звучания нашему славному городу.
Клонят нас книзу, заставляя стать на колени, все бытовые наши неурядицы, мир, в котором мы крутимся каждый день: цены не сопоставимы с доходами людей, политические извечные дрязги, драки «элиты общества», передел всего, что осталось в стране, преступления на улицах, смерти от COVID-19, смерти от селфи, смерти на дорогах, смерти в Донбассе, вседозволенность и безнаказанность. Это и есть современный клубок отчаяния людей, постепенно перерождающий жизнерадостную культурную нацию в общество так называемой «корзины потребления».
Наша жизнь протекает сегодня в гаджетах, онлайн-занятиях, концертах, экскурсиях по залам музеев и в таких же искусственных встречах. Все это неестественно для природы человека. Для нашего общения нам оставили лишь дистанцию, маску и дезинфектор. Душевного и духовного в этом мало. А если культуру не продлевать ежечасным трудом, общением, порывом, вдохновением – культура отмирает. И тогда наружу выходит всё низменное, что есть в человеке. На фоне эпохальных дворцов Франции «свободные» жители этой страны смеются над религиозными чувствами других своих сограждан, суеверные маньяки отрезают головы людям, а министр культуры Украины в эти судьбоносные дни для страны защищает честь и достоинство «борща», занося его в список национального культурного наследия. Колоссальная работа министерства на ниве культуры!
А может, было бы правильнее и естественнее организовать гала-концерт ведущих артистов Украины для поддержки наших врачей, кто сражается с эпидемией, как делается во всём мире?
Как же хочется дожить до того дня, когда наши новости будут пестреть сообщениями: «В независимой Украине вступил в строй новый завод… Украинский космический корабль отправился на Луну… Построено и спущено на воду новое судно «Тарас Шевченко» или «Иван Франко», ну на худой конец, мы открыли современную больницу, где есть все – и кислород, и функциональные кровати, и туалет с душем и горячей водой, и врачи с достойной зарплатой…
И мы никому ничего не должны…
Ах, как хочется этого дождаться ещё при жизни!
А пока война – «кровь людская – не водица». Война, где побеждают только смерть и мародёры. Если под ёлочку нам очередной раз расскажут о несбыточной нашей мечте, о мире на Донбассе, не верьте никому. Бюджет военный увеличивается, уменьшая траты на наше образование и медицину. Безнравственно браться за дело, которое не можешь исполнить!
Мне довелось в уходящем году поваляться на больничной койке. Много интересного можно узнать о жизни, общаясь с соседками по палате, и даже составить мини-скрининг мыслей общества. Как-то в разговоре о Донбассе я услышала от моей однопалатницы, женщины лет 35, совершенно безразличную фразу: «Их судьба меня совсем не трогает. Главное для меня – мой дом, мой ребёнок». Попыталась тогда ей объяснить, что чужих детей не бывает, что переживать только за себя и своих близких, по крайней мере, эгоистично, да и не получится в современном мире.
С тех пор, как электронное устройство – мобильный телефон попал к нам в руки, изречение «мой дом – моя крепость» звучит сомнительно. Хоть и живём мы в разных системах координат, но мы все взаимосвязаны. Где в одном месте аукнется – в другом отзовётся. Объединённые или разъединенные, разные мы, но все уязвимы одинаково на всей планете Земля.
Понимаю, что наступающий Новый год не будет легче своего предшественника. По данным ООН, из-за пандемии коронавируса количество голодающих на планете вырастет до 270 000 000. Украине ждать помощи неоткуда – полагаемся только на свои силы.
Автор Валентина ГАЙДАЕНКО