Прямиком в сердце Одессы находится самая таинственная городская «заброшка», она вплотную примыкает к зданию мэрии и недавно реконструированному Стамбульскому парку. Обширная территория, плотно заросшая почти непроходимыми джунглями из крапивы, диких цветов и отходов «человеческой» жизнедеятельности заканчивается живописными руинами похожими на останки средневекового замка.
Кто-то принимает эти руины за крепость, кто-то за древний храм, а некоторые уверены, что это остов мечети. На самом деле – это все, что осталось от складов князей Гагариных. Многие одесситы взращены на преданиях о зловещих подземельях, в которых прятали похищенных красавиц, легендах о притонах романтиков-контрабандистов и сказках о замурованных в склепах кладах. Гагаринскую «мечеть» следовало бы отнести к той же категории одесских мифов.
В документах строительного комитета не обнаружено ни единой строчки о заброшенной с середины XIX века «мечети» на участке князей Гагариных. Но каким же образом ее призрак появился на территории княжеских складов? Есть только одна правдоподобная версия, которой поделился ныне покойный краевед Р. А. Шувалов.
По словам Романа Алексеевича, корни мифической мечети произросли из бывшей ночлежки по Ланжероновскому спуску — здания, в котором сейчас развернута экспозиция Музея Одесского порта. Якобы там, в ожидании судов, ночевали малоимущие мусульмане из внутренних губерний империи, направлявшиеся морем к святыням Ближнего Востока. Для совершения своих религиозных обрядов правоверные мусульмане могли собираться в соседнем, специально арендуемом для них гагаринском складе, заменявшем им храм.
Спустя десятилетие, предположение Шувалова практически подтвердилось. Сотрудник областного архива Степан Желясков обнаружил несколько дел по перевозке иностранных паломников-мусульман главной конторой Черноморско-Азовского пароходства и Одесского торгового порта в конце 1920-х годов. Для поселения паломников обустроили так называемую Хаджи-Хану — особое пристанище для совершающих Хадж, — по адресу Старостина (Приморская), № 65 угол Военного спуска. Надо полагать, что многие из правоверных, действительно, пользовались ночлежкой на Ланжероновском спуске. Свидетелями ритуала массового намаза, регулярно, в течение нескольких лет совершаемого мусульманами на пятачке у стен Портового клуба, должны были быть десятки местных зевак и не удивительно, что очевидцы столь яркого зрелища стали называть здание портового клуба вместе с отрезком спуска «мечетью». А со временем, с ней ассоциировался уже не сам клуб, а стоящее рядом сооружение старого проезда к складам.
По свидетельствам старожилов Ланжероновского спуска, до 1960-х годов тут все еще находилась парфюмерная база, т. е. в течение столетия княжеские закрома использовались по своему прямому назначению. Потом опустевшее и заброшенное, с провалившейся крышей и замурованными воротами, не совсем обычное в архитектурном плане строение и впрямь стало походить на экзотический объект. И к концу 1970-х изменившая кому-то память соединила его руины с памятником культового назначения. Но даже такое почетное звание не спасло осколок гагаринских владений от дальнейшего разрушения. Да и от княжеских хранилищ на нижней площади мало что осталось. Исчез, некогда расхваливаемый краеведом 19-го столетия Фабрицким, двухэтажный склад. Фрагмент мощного трехэтажного магазина, пострадавшего еще в 1890-м от подпочвенных вод, представляет собой жутковатые развалины.
Но это все история, а скоро историей станут и сами развалины. Скандал вокруг строительства на территории бывших княжеских складов 12-этажного ТЦ длится уже несколько лет. В ближайшее время этот вопрос будет решаться городскими властями. Конечно, в мэрии говорят, что торговый центр будет не таким уж высоким. Но, по предварительным эскизам застройщика, ТЦ займет почти всю бывшую парковую зону на склонах справа от Стамбульского парка.
Читайте «Правду за Одессу» на наших страницах в Facebook и Telegram