Далеко не всем известно, что с Одессой связан жизненный и творческий путь многих из тех, кто проложил путь в космос.
Среди них — автор первого в мире проекта управляемого реактивного аппарата М. И. Кибальчич, в Одессе печатал свои научные статьи основоположник космонавтики К. Э. Циолковский. Здесь жили и работали выдающиеся ученые: один из пионеров разработки основ космонавтики Ю. В. Кондратюк, Главный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда академик С. П. Королев, главный конструктор и разработчик систем космического оружия А. Э. Нудельман, здесь родился, учился, начинал путь в авиацию космонавт Г. Т. Добровольский, учился космонавт Г. С. Шонин.
В Одессе родился замечательный ученый, конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя, двигателей советских ракет-носителей начала космической эры, создатель топлива для космических ракет, основоположник отечественного ракетного двигателестроения, дважды Герой Социалистического Труда Валентин Петрович Глушко — Почетный гражданин города Одессы. К 70-летию со дня рождения В. П. Глушко в Одессе был открыт бронзовый бюст Героя. Вместе с тем путь его к наивысшим заслугам был вовсе не простым.
Еще в 1921 году 13-летний учащийся профтехшколы Валя Глушко, прочитав книги Жюль Верна «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны», проникся идеей осуществления межпланетных полетов. Вскоре узнал о работах К. Э. Циолковского, перечитал все, что смог разыскать на эту тему, и в 1923 году обратился письмом к Циолковскому с просьбой прислать его статью «Исследования мировых пространств реактивными приборами». Вскоре из Калуги в Одессу пришёл ответ — письмо и бандероль с книгами.
Уже 18 мая 1924 года в одесской газете появилась первая научная статья В. П. Глушко. Всё опубликованное он отсылал К. Э. Циолковскому, который даже упоминал статьи юноши в своих работах. И позже, будучи уже руководителем лаборатории, в которой сделал первые экспериментальные открытия, Глушко обращается за советом к Циолковскому, остается продолжателем его идей.
В 1924 году, после окончания профтехшколы, Глушко по путевке Наркомпроса Украины поступает на физико-математический факультет Ленинградского университета. Свою дипломную работу он посвятил электрическому ракетному двигателю. Разработанный им проект космического корабля заинтересовал специалистов Комитета по изобретениям. Юноше предложили немедленно начать работы по реализации своего проекта. Для проведения экспериментов создается специальная лаборатория, которую он и возглавил.
В 1933 году был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в коллективе которого было начато сотрудничество В.П. Глушко и С.П. Королёва, которое, несмотря ни на что, продолжалось более 30 лет. В марте 1938 года Глушко был необоснованно репрессирован и по август 1939 года находился под следствием НКВД на Лубянке и в Бутырской тюрьме. Был осуждён на 8 лет. Теперь Глушко и Королев вместе трудились в одном конструкторском бюро, состоящем из… заключенных. Во время войны они вместе создавали реактивные двигатели для самолетов — Глушко был в «шарашке» главным конструктором, а Королев его заместителем.
До 1940 года Валентин Петрович работает в конструкторской группе НКВД при Тушинском авиамоторном заводе № 82. Затем был переведен на завод в Казань, где продолжает работы в качестве главного конструктора КБ 4-го Спецотдела НКВД, разрабатывает жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) для самолётов. Но когда в Германии создали крылатые ракеты ФАУ, которыми обстреливали Лондон, Сталин вызвал в Кунцево Валентина Петровича для разговора, задавал много вопросов. После этой встречи 27 августа 1944 года Глушко был освобождён от заключения, и с него сняли судимость. А в декабре 1944 года его назначили главным конструктором КБ. По 1945 год происходили лётные испытания реактивных двигателей на самолетах Пе-2Р, Ла-7, Як-3 и Су-6.
Сразу после капитуляции Германии В. П. Глушко командировали для изучения созданной там ракетной техники. После его возвращения, в 1947 году его вновь вызвал Сталин и предложил возглавить работы над ракетой. Работавший над ракетными двигателями Глушко предложил кандидатуру Королева. Первый пуск ракеты Р-1 произведен 17 сентября 1948 года, а совершенствование ракет и двигателей к ним продолжалось многие годы.
Более 30 лет продолжалось сотрудничество В.П. Глушко и С.П. Королёва и принесло миру первые победы в космосе — первый искусственный спутник Земли, первый полёт человека в космическое пространство, полёты к другим планетам, рекордные по продолжительности и полученным научным результатам полёты к Луне и планетам Солнечной системы. Мощные ЖРД конструкции В.П. Глушко были установлены на большинстве первых и вторых ступеней советских ракет-носителей и многих боевых ракет.
В 1974—1989 годах Глушко возглавлял в качестве Генерального конструктора НПО «Энергия», осуществлял общее руководство работами многочисленных предприятий и организаций по проектам пилотируемой космонавтики. По его проекту и под его руководством были созданы космическая система «Энергия-Буран» и многомодульная станция «Мир».
Бюст В.П. Глушко в Одессе сначала был установлен на Приморском бульваре и открыт в июле 1978 года. Откровенно говоря, установка памятника космической эры в старом городе, да ещё и в комплексе памятников Приморского бульвара вызывала тихие протесты. В 2008 году, когда был сформирован проспект Академика Глушко, было решено перенести в его начало бюст В.П. Глушко, устроив там сквер с фонтаном. 6 сентября вновь состоялось торжественное открытие памятника.
На гранитном квадрате постамента лежит металлический круг — часть сферы с изображениями небесных созвездий. В центре него установлена колонна круглого сечения с многочисленными вкраплениями белых кристаллов, напоминающих свет далёких звёзд и трассы полётов космических тел. На колонне установлен бюст учёного-творца. На ней воспроизведен текст указа о награждении В.П. Глушко, а ниже, по периметру круга, надпись, перечисляющая основные заслуги и звания учёного. Автор монумента — народный художник УССР скульптор А.А. Ковалёв.
Сын героя, Александр Глушко, принимавший участие в этом событии, пишет: «Я дал согласие на перенос при условии, что в Одессе установят памятник Сергею Королеву (он в детские годы жил в этом городе) и откроют музей космонавтики. К сожалению, ни одно из условий до сих пор не выполнено». Одесская астрономическая обсерватория университета в эти дни предпринимает усилия для создания такого музея на своей территории у парка Шевченко. Уже создан макет космического челнока «Буран», стенды с портретом Глушко и фото. Сотрудники обсерватории вспоминают, что при её посещении В.П. Глушко показывал, что именно здесь он строил. На доме № 10 по улице Ольгиевской в Одессе, в котором проживал будущий учёный, установлена мемориальная доска, а сам он признан памятником архитектуры и взят под охрану государства. А бюст Королёва, надеемся, появится на проспекте его имени.