С 1 января 2020 года вступает в силу закон об усовершенствовании правовой защиты географических названий, предусматривающий изменение наименований напитков и продуктов питания.
Географическое указание — это наименование, которое идентифицирует происхождение товара из определенного региона, его особое качество, репутацию или другие характеристики, обусловленные главным образом географическим местом происхождения. При этом хотя бы один из этапов производства такого товара должен осуществляться на определенной географической территории.
Как сообщила пресс-служба главы государства, внедрение этого закона будет способствовать адаптации национального законодательства к праву Европейского Союза, а также выполнению обязательств, взятых Украиной в соответствии с Соглашением об ассоциации с Европейским Союзом.
В соответствии с законом, использовать названия «шампанское» и «коньяк» для напитков, не произведенных во Франции, будет запрещено. Также это касается и названия сыров — пармезан, фета, рокфор и бри.
Они защищены Европейским Союзом как географические указания. То есть фетой может называться сыр, изготовленный только в Греции, а шампанским и коньяком — только напитки, произведенные во французских провинциях. Эти названия закреплены на определенной географической территории, которая влияет на вкусовые свойства этих продуктов.
Так что с прилавков украинских магазинов вскоре исчезнут привычные для многих названия.
По словам председателя Союза молочных предприятий Украины Вадима Чагаровского, украинские предприятия будут производить сыры по тем же технологиям, по которым они и производили. «Просто произойдет смена названия», — уточнил он. Кстати, во всем мире «шампанское», которое произведено не в регионе Шампань, называется просто игристым вином, а нефранцузский «коньяк» — бренди.
На новые наименования сыроделы должны перейти до 2023 года. Производители алкоголя — до 2026 года. Предприниматели утверждают: на вкус, качество и объемы это не повлияет. Однако придется выложить дополнительные средства на рекламу, чтобы продукт узнавали.
Как сообщил Вадим Чагаровский, со стороны ЕС Украине будет выделен определенный бюджет на оказание маркетинговой поддержки. Нарушителей законодательства ожидает внушительный штраф.
Эксперты говорят, что эта новация послужит дополнительной защитой потребителей. Если вы, например, захотите приобрести настоящий пармезан (камамбер, бри, рокфор), а в магазине на полках много сыров, которые носят аналогичное название, как определить, какой из них настоящий пармезан?
В Евросоюзе зарегистрировано более трехсот тысяч геолокаций, с которыми сопряжены названия продуктов. Наша страна уже тоже может похвастаться первым продуктом с собственным географическим указанием, которое отвечает европейским требованиям к регистрации и имеет право на признание в ЕС. Это «Гуцульская овечья брындзя», которую изготавливают из овечьего молока в долинах Карпат в соответствии с традициями, восходящими к XV веку. Этот продукт зарегистрировало Министерство экономики, торговли и сельского хозяйства.
Еще Украина хочет закрепить за собой 10 географических названий продуктов. Это вино (защищенное название происхождения «Шабский», «Ялпуг», «Закарпатье» и «Белгород-Днестровский»), арбуз («Херсонский арбуз»), черешня («Мелитопольская черешня»), мед («Карпатский мед»). Однако пока неясно, сколько времени займет регистрация этих продуктов.