На днях заслуженный тренер Украины Николай Иванович Колодеев отметил славную дату — 80 лет со дня рождения. За плечами одного из патриархов одесской легкой атлетики четыре Олимпиады: в Москве, Сеуле, Атланте и Сиднее. И все же Игры в административном центре американского штата Джорджия, по признанию самого Николая Ивановича, стоят особняком.
— В Америку я особо не рвался, — вспоминает Н. Колодеев. — Своих учеников в олимпийской команде у меня тогда не было, служебное положение тоже не позволяло претендовать на членство в делегации. Но когда предложили поехать в так называемой группе поддержки, долго не раздумывал. С одной стороны, интересно побывать в США, с другой — понимал, что стану свидетелем исторического события: Украина впервые выступала на Олимпиаде отдельной командой.
— Чем приходилось заниматься на Играх?
— Помогали, чем могли. Группа состояла из высококвалифицированных специалистов, так что подсказать, посоветовать было кому. Ну и рутинной «бытовухи» никто не чурался. Все работали на команду.
— И какими оказались первые впечатления?
— В Америку я приехал в первый раз. Многое поразило. Атланта — уникальный город: в центре небоскребы, а чуть в сторону — и как-будто попадаешь на страницы бессмертного романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Жили мы в пригороде, в студенческом городке. На стадион добирались по автостраде: восемь полос в одну сторону (в противоположную трасса проложена в нескольких километрах). 90-тысячный стадион, кстати, построили специально к Олимпиаде, а после Игр… разобрали и оборудовали автостоянку. Условия для спортсменов американцы обеспечили нормальные, но без шика. За внешним эффектом не гнались, каким-то особым комфортом не баловали. Но организация, как и следовало ожидать, оказалась на высоком уровне.
— Словом, Штаты впечатлили?
— Но и мы впечатлили американцев! Украина в Атланте преподнесла настоящий сюрприз, завоевав 23 медали, 9 из которых — золотые.
— Как праздновали победы, Николай Иванович?
— Скромно. У кого шампанское было припасено, у кого — кое-что покрепче. Ну а спортсменов ежедневно поздравляли в торжественной обстановке. Тут же вручали удостоверения заслуженных мастеров спорта — тем, кто заслужил. Теплыми получились встречи с бывшими соотечественниками. Запомнилось общение с представителями диаспоры. Этнические украинцы нередко приглашали нас в гости. Естественно, что и мы в долгу не оставались.
— Общий язык быстро нашли?
— Особых проблем не возникало. Хотя им, конечно, некоторые вещи трудно было понять.
— Например?
— Взять хотя бы один из визитов. Как у нас принято, когда приходят гости? Из запасов достается все лучшее. Поэтому к приходу Ивана и Васыля мы подготовились: на импровизированном столе появились и горилка, и сало, и черная икра (тогда ее еще можно было приобрести). Вот Васыль и спрашивает друга: «Iван, а що це таке?» — «Ой, Василь, ти цього не знаєш — це spawn». То есть икра — по-английски. Васыль обиделся: «Як це не знаю? Iнша справа, що не їв нiколи, бо вона дуже багато коштує». И тут же задает вполне резонный вопрос: «Ребята, а какова ваша зарплата?». Переглянулись мы с соседом: как ответить? Накинули баксов по сто, чтоб не краснеть, и отвечаем: «Около трехсот долларов». Задумался Васыль, а потом не выдержал: «Кажи менi, Iван, як це вони живуть, якщо за такої зарплатнi можуть їсти spawn, а я, набагато багатший, не можу?».
— Да, задали вы Васылю задачку, не смог он понять наших реалий.
— Что тут удивительного, если мы сами себя не всегда понимаем. Но то, что на спортивной карте мира появилась держава, с которой теперь придется считаться, после Атланты стало понятно всем. В Америке произошло олимпийское открытие Украины.