Как справедливо утверждают, об уровне развитости и культуры общества и каждого человека в нём можно судить по отношению к детям, старикам и… к могилам предков и предшественников. К сожалению, можно назвать бесконечное количество примеров мерзкого отношения в не столь давнее советское время даже к цельным некрополям, несмотря на показушное почитание в отдельных случаях, когда места отдыха дополняли поминальными сооружениями. В Одессе, увы, таких примеров множество.
Так, разрушено историческое Старое кладбище – место упокоения первых жителей и первостроителей Одессы, создателей в последующее столетие славы города, которой мы порой так недостойно и не по заслугам пользуемся. Последний надгробный памятник из устроенного здесь в 1937-м «Парка Ильича» был вывезен в совсем недавнее время… по просьбе директора парка. Такая же судьба постигла более десятка других мест захоронений в Одессе.
Причём использовать понятие «уничтожили кладбище», восклицать «Да что там осталось!» совершенно неприемлемо. Да, в стараниях стереть из памяти потомков все напоминания о заслугах умерших были разрушены на их могилах надгробия, кресты, часовни, всё… А перед тем покойников, находившихся в склепах, кощунственно ограбили специальные госбригады, добывавшие «драгметалл» из гробов, находившихся в склепах. Но останки в земле ведь остались – это и есть, собственно, кладбище. То, что потом на костях устроили танцы – в прямом смысле — аттракционы, стадионы, зоопарки, детские (!) парки было вполне в духе погрязших в преступлениях представителей власти. Законодательство позволяло кощунство! Но кладбище – это вовсе не памятники. Надгробные сооружения лишь свидетельствуют о почитании почивших. А «что осталось» в земле можно представить, увидев скелет скифа в Одесском археологическом музее или удивительные экспонаты палеонтологического музея университета.
В новой и независимой Украине принят цельный и достаточно полный комплекс законодательных актов, защищающих места захоронений, даже… неизвестно чьих. Начало было положено Распоряжением КМУ от 20.07.1998 г. № 604-р «Про додаткові заходи щодо збереження місць поховань у населених пунктах України». В нём предписано производить поиск, взятие на учёт, охрану, изучение и благоустройство бывших и закрытых кладбищ, мест, где есть «следы давних захоронений», недопущение строительных работ на них, за что отвечают местные администрации. Принятый в 2003 году Закон Украины «Про поховання та похоронну справу» уже строго запрещал «любые строительные работы» на местах захоронений. «Земельный кодекс Украины» относит исключительно к землям историко-культурного назначения давние погребения, памятные места, связанные с историческими событиями, мемориальные парки и кладбища, вокруг них должны устанавливаться охранные зоны с запрещением в них деятельности, которая противоречит режиму использования таких земель. Санитарные «Гiгiєничнi вимоги щодо облаштування i утримання кладовищ у населених пунктах України» разрешают использование земель бывших кладбищ ТОЛЬКО для новых захоронений либо устройства скверов и парков. Закон Украины «О приватизации государственного имущества» запрещает приватизацию кладбищ, в том числе всех построек на них.
Казалось бы, исполняй! Но… труднее всего изменить сознание. Укоренившиеся привычки к уничтожению и поруганию остались в крови некоторых деятелей от культуры, управленцев и потенциальных застройщиков. Да и нежелание, и неумение работать тоже часто заметно. Управленцы согласовывают и принимают гепланы Одессы, на которых вовсе не заметно выполнения указанных законодательных норм. Что с того, что «где-то там» стоят подписи глав Кабмина, ВР и, страшно сказать, самого Президента?
Последствий, к сожалению, не счесть! Вот некоторые примеры. На Первом еврейском кладбище (Высокий переулок) был вырыт котлован для строительства бассейна, чего удалось не допустить усилиями нормальных Одесситов, но останки были ограблены и вывезены на свалку. В начале работ по подготовке котлована для строительства тира для лучников на стадионе «Локомотив» были вскрыты два ряда захоронений бывшего здесь кладбища детского приюта, часть останков вывезена. В 2010 году только усилиями честных граждан города удалось не допустить исполнения согласованного даже на столичном уровне проекта строительства Торгово-развлекательного центра с 2-этажным подземным паркингом на части Старого кладбища, выходящей в Ново-Щепной переулок. Позже пришлось отбивать заявленное желание строить на этом кладбище — в «Преображенском парке» — Ледовый дворец (не для Снежной ли королевы?).
Когда одесситы обратились с просьбой взять под охрану государства «Казацкое кладбище» с сохранившимися каменными крестами, что у Шкодовой горы, то оказалось, что в Одессе его… просто нет – ни на плане города, ни в документах. Еврейская община добилась отвода… лишь оставшейся от застройки части Второго еврейского кладбища на Водопроводной улице для создания мемориала. Монастырское кладбище на 9-й станции Среднего Фонтана частично застроили в последнее 10-летие частными кэмпингами. Каково в них живётся? В связи с таким беспределом появились и планы строительства на оставшейся незастроенной части того же кладбище трёх высотных домов. Только усилиями общественников удалось добиться взятия обладминистрацией этой территории под охрану государства, но желание кощунников не исчезло – суды продолжаются.
При затянувшемся на пять лет исполнении «Програми реконструкції та розвитку парку культури та відпочинку «Преображенський» з меморіальним комплексом у м. Одесі на 2014-2016 роки» (решение Одесского горсовета от 17.12.2013 г. № 4204-VІ с изменениями) привело к тому, что… никакого мемориала создано не было. Для начала горсовет исключил в следующем же году необходимость восстановления по имеющемуся плану аллей и части дорожек парка-кладбища. Затем здание площадью более 100 кв.м., вполне подходящее для устройства запланированного на территории парка музея, было отчуждено горсоветом и продано вопреки законодательству. В результате ограничились восстановлением большевистского плана поругания кладбища кровавого 1937 года – новая плитка аллей, новые фонари, урны и скамейки – всё вновь устроено на могилах. Ныне горисполком решил устроить вход в Одесский зоопарк через Преображенский парк, что непременно приведёт к прокладке новых дорожек, строительству ворот и кассового павильона, установке дополнительных опор освещения… на могилах. Рассматривается и устройство «активной зоны» на месте бывшей танцплощадки (снова музыка и танцы?), вновь создание участка «Зелентреста», опорного пункта милиции, автостоянки, что способно также привести к новому строительству на кладбище.
Ныне город озаботился корректировкой Генплана Одессы, из которого ещё пять лет назад Общественный совет требовал исключить запланированную дорогу через Первое еврейское, Караимское и Мусульманское кладбища, что было проигнорировано. А как же Законы Украины? А как же иные кладбища – забытые, заброшенные, поруганные? Так и останется печальной и поруганной совесть Одессы?