Пока внимание украинских СМИ приковано к перенапряженной ситуации на востоке Украины, нельзя забывать, что Крым, самопровозглашенные ДНР и ЛНР – далеко не единственная территориальная проблема Украины. Конфликт на востоке страны имеет опосредованную связь с пытающимся перейти из латентной фазы в открытую сепаратизмом на западе Украины. Война на востоке по принципу домино может иметь серьезные последствия для территориальной целостности всей страны, и в подобном раскладе западные партнеры усматривают свой интерес.
Польша, Румыния, Венгрия и даже Молдова имеют далеко не лучшие отношения с современной Украиной, яркие позитивные страницы новейшей истории сотрудничества омрачены высылками дипломатов, взаимными обвинениями и действиями спецслужб, дипломатических ведомств, политических партий и даже культурных учреждений.
Ирредентизм (объединение всей этнической группы под флагом одного государства) стал распространенной идеологией в Восточной Европе после распада СССР и заметным политическим явлением. Идеи, такие как «Великая Польша» (или Польша от моря до моря) и «Великая Венгрия» получают популярность в странах региона, ищущих свою национальную идею, причем как в политических элитах, так и у народов стран.
Вновь пришедшие к власти в Венгрии правые популисты (во главе с «Фидес») эксплуатируют идею «Великой Венгрии», однако выплеснуть существующую энергетику чаяния возрождения великого прошлого некуда, практически со всех сторон находятся страны ЕС и любое действие тут же окажется на столе в Брюсселе. В этой связи Украина становится привлекательной целью, а любое ослабление страны, особенно при военных действиях (с Россией) только на руку иностранным силам, стремящихся реализовать свои национальные идеи.
Проводниками таких идей сегодня являются многочисленные культурные, образовательные и языковые институты, а также радикальные подпольные группировки и локальные политические движения. Украина стала полигоном для инструментов мягкой силы стран соседей, однако любые попытки сделать языковое и культурное пространство запада Украины более гомогенным (однородным) вызывают соответствующее неприятие вплоть до официального уровня. Накал может расти до тех пор, пока некоторые из сторон не перейдут к прямой поддержке сепаратизма.
Распространено мнение, что проблема сепаратизма на Западной Украине активизировалась в 2014 году в связи с событиями на востоке, однако проблема возникла гораздо раньше, о сепаратизме на западе писали еще в 2005-2010 годах. Постепенно опасения стали подкрепляться фактами, а в дружественных инициативах соседей обнаруживалось двойное дно. С 2010 года венгры стали выдавать паспорта украинцам, имеющим венгерские корни, по упрощенной процедуре. В 2013 году появилась информация о массовом предоставлении румынских паспортов.
Еще в 2015 году мэр Львова Андрей Садовый заявлял в интервью DW, что угрозы сепаратизма на западе страны не существует и можно говорить только о «культурно-политических процессах». Но с 2017 года мы видим резкий рост числа публикаций о ползучей экспансии Венгрии, Польши и Румынии на Украине, свидетельствующий об обострении проблематики и росте внешних импульсов в раскачку ситуации.
Принятие в Украине законов об образовании и об украинском языке заставило сильно взволноваться Венгрию, Польшу, Молдову и Румынию, опекающих меньшинства венгров, поляков, молдаван и румынов на Украине. Президент Румынии тогда отменил свой визит на Украину. В период с 2006 по 2017 годы количество школ с венгерским языком обучения сократилось на 29 %. Аналогично сократились и показатели изучения румынского языка: в 2003 году 21,6 тыс. учеников учились на румынском языке, к 2017 году их число сократилось до 16 тыс. В 2017 году венгерская партия «Йоббик» провела акцию «Самоопределение для Закарпатья».
Бывший депутат Верховной Рады Алексей Журавко в 2019 году опубликовал доклад СБУ о сепаратизме на западе Украины. По мнению депутата, СБУ не может эффективно противостоять пропольской и провенгерской пропаганде в западных областях Украины. Тогда же между Украиной и Венгрией разразился очередной дипломатический скандал, а министр образования и науки Украины заявила, что правительство Венгрии дополнительно финансирует учителей на Закарпатье, чтобы те преподавали на венгерском языке.
В июле 2020 года СБУ задержала гражданина в Закарпатской области, который пытался собирать подписи за отмену Трианонского мирного договора с Венгрией и был обвинен в посягательстве на территориальную целостность Украины. В том же 2020-м СБУ провела обыски в венгерских общинах Закарпатья. Обыскам тогда подверглись Общество венгерской культуры Закарпатья (КМКС), Благотворительного фонда «Закарпатский центр экономического развития «Эган Эде» и Закарпатском венгерском институте имени Ференца Ракоци II. Все эти организации обвинялись в распространении сепаратистских настроений. А в мае 2021 года СБУ вновь провела арест в Закарпатской области, выдвинув гражданину Украины то же обвинение. Все это происходило на фоне подогреваемого информационного фона с вбросами, фейками и поданными под определенным соусом фактами (как это было сделано с записью того, как украинские депутаты поют гимн Венгрии).
Тем временем, Венгрия продолжает выделять деньги на культурные проекты на Закарпатье. 7,5 млн евро планируется потратить в период 2020-2022 годов. Также сформирован «Фонд реинтеграции Закарпатья» с 1,5 млрд. долларов.
В декабре 2021 года в сети появились страницы документа о проведении учений по противодействию актам сепаратизма на западе Украины. Это становится крайне актуально в связи с циркулирующей информацией о наращивании поддержки Польшей, Румынией и Венгрией местных партизан-националистов.
Сепаратизм на Западной Украине имеет множество преломлений: пока одни видят или ищут в происходящем след Кремля, другие связывают проблематику с вступлением Украины в НАТО, третьи – рассматривают как извращенную проекцию локальной борьбы между политическими силами на западе страны, четвертые – отмахиваются, говоря о том, что Западная Украина сама себя не прокормит и бояться нечего, даже Закарпатье нуждается в Украине, чтобы выполнять функции хаба контрабанды.
Отделить политику добрососедства от «мягкой силы» и уж тем более от поддержки партизан и диверсантов порой бывает не просто. С одной стороны, даже в Харькове есть общество польской культуры. С другой, проходят аресты и обыски, а также активно выдаются (не украинские) паспорта гражданам Украины. Для разрушения суверенитета в современных условиях не обязательно идти маршем в армейских сапогах, достаточно выиграть битву за умы и сделать людей «своими». Это и происходит с помощью языка, культуры, обменов, паспортов, трудовой миграции и атрибутики.
Интересы и инструменты Польши, Румынии и Венгрии, естественно, далеко не во всем пересекаются, однако стратегически у всех есть общая цель развития собственных общественных институтов на территории Украины для поддержки своих собратьев. Но нельзя отрицать и вероятность более прямого вмешательства в украинские дела в случае вооруженного конфликта между Россией и Украиной. Полностью занятые на восточном фланге украинские власти пойдут на любые уступки своим западным партнерам, дабы заручиться их поддержкой. Следовательно, западные соседи Украины могут быть даже заинтересованы в таком сценарии, а Польша готова будет объявить о мерах по защите «этнических поляков от российской агрессии и оккупации». Такой шанс для западных соседей может быть последним, учитывая сокращение языкового пространства национальных меньшинств на Украине и процессы консолидации ядра украинской нации.