О чем говорили и к чему пришли Зеленский, Путин, Меркель и Макрон на встрече в Париже.
Нормандская четверка последний раз общалась 19 октября 2016 года в Берлине. Безрезультатно. Нынешней осенью в Елисейском дворце — новая встреча, за ходом которой, без преувеличения, наблюдал весь мир.
Накануне саммита команда Владимира Зеленского и он сам обозначили основные позиции, которые Украина намерена отстаивать в Париже: полное и постоянное прекращение огня на Донбассе, наш контроль над границей единого и неделимого государства, разоружение и выведение незаконных вооруженных формирований, местные выборы по украинскому законодательству. И еще — вопрос газа.
9 декабря ночью на итоговой пресс-конференции стали известны результаты встречи. В частности, достигнута договоренность об обмене пленными в формате «всех на всех» до 31 декабря 2019 года. «72 человека могут приехать домой», — сказал Владимир Зеленский. Комментируя итоги встречи лидеров стран — участниц Нормандского формата, он отметил, что было согласовано полное прекращение огня на востоке Украины, которое должно начаться до конца этого года. Также стороны договорились о расширении мандата Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ с возможностью осуществления круглосуточного наблюдения. Всеми поддержана реализация обновленного плана по разминированию территории. На пресс-конференции прозвучало, что достигнута договоренность об обсуждении в рамках Трехсторонней контактной группы в Минске новых участков разведения сил и средств на Донбассе.
На пресс-конференции стало понятно, что по поводу местных выборов на Донбассе президенты Украины и Российской Федерации не договорились. Путин категорически возражает против, как он выразился, «нарушений минских соглашений 2015 года, согласно которым Украина начинает восстанавливать контроль над границей только после выборов». Более того, он дал понять, что его позиция неизменна. Владимир Зеленский предложил Путину пойти на уступку с границей в обмен на имплементацию «формулы Штайнмайера», но российский президент не согласился.
Что касается формулы, коммюнике предусматривает ее внедрение в украинское законодательство. Правда, тут есть разночтения: в России посчитали, что формулу впишут в украинскую Конституцию, в то время как Владимир Зеленский объяснил, что соответствующие изменения внесут в закон об особом статусе Донбасса. «Формулу Штайнмайера» мы имплементируем, если увидим, что и с той стороны приближаются к деэскалации», — сказал украинский Президент.
Была в Париже и двусторонняя встреча Зеленского и Путина. Обсуждали газовую тему. Президент Украины сказал: «Мне кажется, что эту проблему мы разблокировали, и сейчас на уровне советников будут обсуждаться объемы и цена». Владимир Путин высказался в том смысле, что «если мы договоримся о совместной работе, стоимость газа может быть дешевле на 25%, чем сегодня получает конечный потребитель».
Вот такие непростые, но все же состоявшиеся переговоры — тема дня, и результаты только начинают обсуждать, анализировать и препарировать политики, эксперты и широкая общественность. Пока, по словам Владимира Зеленского, «договорились договариваться». Следующая встреча в Нормандском формате состоится через четыре месяца.