Просто о сложном, объективно о главном

предложите новость

форма отправки новости
X

Новая система регистрации места жительства позволит избавиться от прописки?

Действующая система регистрации места проживания, которую украинцы по инерции называют «пропиской», сегодня создает населению больше проблем, чем преимуществ.
Безусловно, в последние годы многие услуги были откреплены от адреса регистрации: загранпаспорт можно оформить там, где удобно, как и водительское удостоверение, так же можно подписать декларацию по любым семейным врачом, не только в районной поликлинике, к которой «приписан» человек. Кроме того, недавно Центральная избирательная комиссия упростила изменении места голосования на общенациональных выборах. Теперь это можно сделать онлайн через электронную форму на сайте ЦИК, используя электронную цифровую подпись (ЭЦП), и сразу на два тура выборов. Ранее для этого нужно было прийти в орган ведения Государственного реестра избирателей лично. Перед выборами президента и парламента в 2019 году это повлекло большие очереди в городах.
В то же время, люди, которые живут не там, где зарегистрированы, не могут получить определенные административные услуги, проголосовать на местных выборах, отдать детей в садик, получить узкопрофильную медицинскую помощь в коммунальных больницах.
С таким ограничением прав сталкивается не менее 12% граждан Украины, которые живут не по месту регистрации. Это 7 млн ​​человек, среди низ 1 млн детей и 1 млн людей, которые вообще не имеют регистрации (данные исследования Центра прав человека ZMINA, Центра политико-правовых реформ (ЦППР) и аналитического центра CEDOS).
Система регистрации сейчас действует по «разрешительным» принципу: надо предоставить органу регистрации документ, подтверждающий право на проживание в жилье, или разрешение. Это затрудняет возможность регистрации, например, в арендованной квартире, поскольку владельцы часто убеждены, что у арендаторов появится какое-то право на их недвижимость, хотя это не так.
В 2018 году Офис реформы административных услуг разработал законопроект, который имел целью упростить процедуру регистрации места жительства. Планировалось, что право на проживание в жилье доказывать не нужно, а достаточно подать заявление — уведомить орган регистрации, причем это можно сделать онлайн. Проект внесли в парламент, однако он так и не был включен в повестку дня Рады предыдущего созыва, информирует Тиждень. ua
Эксперты Центра прав человека ZMINA и ЦППР предлагают правительству собственную модель регистрации места жительства. Она, как и предыдущая, базируется на уведомительном (декларативном) принципе, однако имеет некоторые отличия. Например, новая модель не предусматривает проверок для подтверждения места жительства человека. Как заявляют разработчики, при новой модели люди смогут легко зарегистрироваться там, где живут, будут беспрепятственно пользоваться государственными сервисами, государство будет объективные данные о миграции и расселения, местные общины планировать свое развитие и бюджет, их фактические жители смогут к этому приобщиться. В то же время владельцы недвижимости не будут нести никаких рисков, если в их жилье кто зарегистрируется.
Модель будет работать так: человек обращается в орган регистрации или Центра предоставления админуслуг лично или онлайн и сообщает, что хочет зарегистрироваться по определенному адресу. Для цифровой идентификации можно использовать Smart-ID, Mobile-ID, Bank-ID или электронный ЭЦП. Работник органа регистрации сразу регистрирует заявителя по этому адресу и вносит данные в реестр территориальной общины. Также заявитель может получить выписку из реестра о своей регистрации.
Если заявитель не является собственником жилья, в котором регистрируется, орган регистрации обязан сообщить собственникам, что в их жилье кто зарегистрировался — по почте, а в перспективе — с помощью электронной связи. Если окажется, что владелец ничего об этом не знает не давал согласия — он может отменить регистрацию заявителя.

Для внутренне перемещенных лиц предлагается оставить возможность быть зарегистрированными в жилье, которое они покинули.
Эксперты предполагают, что некоторые граждане могут использовать упрощения процедуры в собственных целях и задекларировать ложную адрес. Поэтому предлагается внедрить административную ответственность за такие действия, а именно — предупреждение. Если же фальшивая регистрация вызвала ущерб собственнику или государству — она ​​должна караться штрафом.
В то же время, следует отменить юридическую ответственность за отсутствие у человека регистрации или несвоевременную регистрацию, считают специалисты. Ведь каждый человек должен иметь право выбора -рееструватися или нет.
«В нашей системе координат есть четыре субъекты, взаимодействие которых не налажена должным образом: владельцы жилья, наниматель, общины и государство. Наше исследование говорит, что 95% арендованного жилья находится в тени, когда не заключаются договоры аренды, не платятся налоги, гражданско-правовые отношения составлены таким образом, что обе стороны не сохраняются. Владельцы жилья не просто так боятся системы, которую мы называем уведомительной. Часть их страхов связана с советским законодательством.

Наша информационная работа должна быть сосредоточена на развенчивании мифов, чтобы разорвать в сознании людей связь регистрации и права собственности. Мы хотим назвать это сообщению места жительства, учету — еще ищем дефиницию, которая поможет разорвать эту связь, чтобы владельцы жилья перестали бояться, что кто-то зарегистрируется в их жилье и составит для них какие-то риски », — пояснила координатор проекта в Центре прав человека ZMINA Людмила Янкина.
По словам експертка, общины не знают, сколько у них на самом деле живет людей, потому что не существует механизма, который бы позволил человеку подтвердить свое существование по фактическому месту жительства. В то же время орган регистрации не предоставили механизма, который бы позволил зарегистрировать или поставить на учет такого человека. Государство в свою очередь также не видит, сколько в общинах живет человек, соответственно, не может выделять объективные средства на развитие этих общин.
В предлагаемой системе роль регистрации места жительства — только учет населения, она перестает играть особую роль в жизни людей. И для реализации прав достаточно просто паспорта гражданина Украины.
«Реформа имеет три основных столпа Первое — идем от проблемы к решению. Сейчас реестры территориальных общин не является унифицированным, возведенными в единую систему, общины не видят друг друга. Решение есть: унификация, сведение в единую систему и надлежащее функционирование реестров. Второе — процедура и ее легкость. Для этого нужен адресный реестр. Для облегчения процедуры как для регистратора, так и для клиента должен быть такой реестр, чтобы ускорить процесс и исключить или снизить до минимума ошибки при регистрации. Третье — данные из реестра теробщин должны напрямую попадать в Единый государственный демографический реестр, это тоже сейчас вопрос на пути к решению », — говорит Янкина.

Факт декларирования адреса, по которому живет человек, не должен означать законности проживания в таком жилье — в основе лежит договоренность с владельцем, без нее заселиться невозможно. Также сообщение о проживании в квартире не должно означать, что человек эту квартиру арендует — финансовые отношения между владельцем и арендатором должны документироваться только с их желание. Также регистрация не будет основанием для начисления дополнительных коммунальных платежей, говорят разработчики системы.

«Лучшей системы, чем декларативная, мы пока не видим. Я видел, как это работало в Германии в 2013-2014 годах, там действовала вполне либеральная система. Любой гражданин приходил в муниципалитет, подавал одно заявление и сообщал, где живет. Даже собственников не информировали. Эта система работала там 10 лет. Сейчас ее сделали несколько жестче. Но это свидетельствует о том, что даже очень либеральная модель может работать », — говорит заместитель председателя правления ЦППР Виктор Тимощук.
В основе реформы — доверие к гражданину, а также приоритет прав собственника: в жилье можно легко зарегистрироваться, но владелец может так же легко эту регистрацию отменить, если она с ним не согласована. Когда лицо снимают с регистрации по запросу владельца, адресом его регистрации становится юридический адрес органа местного самоуправления.

Предлагается, чтобы штамп в паспорте с местом регистрации относился по желанию лица. Если это ID-карта, то отметка с местом регистрации тоже должна быть предусмотрена, если человек этого хочет, ведь носить бумажная выписка из реестра неудобно. Если адрес меняется — на карточку клеят наклейку с новым адресом.
Одна из новаций реформы — возможность иметь два места жительства, один из которых определяется как главное. По словам Тимощука, есть люди, которые фактически проживают в двух общинах, поэтому должны иметь право голосовать в обоих на местных выборах.

Авторы новой модели создали «Зеленую книгу» с предложениями для правительства по реформе системы месту жительства. Также они готовят законопроект, который планируют представить до конца года. В случае принятия парламентом он должен заработать в течение года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Встреча побратимов

В городской секции ветеранов-однополчан, которой руководит генерал-лейтенант в отставке Николай Петрович Лейфура, есть особая группа активистов, объединяющая участников международной военной операции «Дунай». Это Клуб ветеранов «Героический Дунай – на страже подвига». На днях состоялась очередная встреча участников тех далеких событий 1968 года, когда нынешние ветераны, служившие в разных родах войск, с честью выполнили свой интернациональный долг по оказанию помощи братском народу Чехословакии по предотвращению государственного переворота.

Чем порадует пенсионный калькулятор?

В Виннице Пенсионный фонд Украины презентовал новые сервисы — «Пенсионный калькулятор» и «Электронная трудовая». Данный проект осуществляется при поддержке фонда USAID «Трансформация финансового сектора».

Ликбез для избирателя: местные выборы-2020: что нужно учесть при голосовании

5 сентября в Украине официально стартовал избирательный процесс.

690 шагов правительства. Куда?!

Проанонсированный ранее План приоритетных действий правительства на 2020 год утвержден 9 сентября на заседании Кабинета Министров Украины. Ему дал характеристику премьер-министр Денис Шмыгаль: «Документ фундаментальный, и в нем содержится 690 пунктов. Каждый пункт имеет обоснование своей важности, ответственных исполнителей, срок исполнения, индикатор исполнения и ожидаемые результаты». И еще: «Это те планы, которые помогут ускорить восстановление экономики и помочь людям».