С 1 июля пересчитывается главный социальный стандарт — прожиточный минимум. Правда, правящая сила обещала чуть ли не двукратный рост данного показателя, однако на деле повышение составит гораздо меньше.
Субсидии
В формуле расчета размера скидки фигурирует прожиточный минимум. Среднемесячный доход одного члена семьи делят на два прожиточных минимума, умножают на 15 % и на общий доход семьи. Полученная сумма — обязательный платеж за коммуналку, а остальное должна покрыть субсидия.
Для примера, с прожиточным минимумом 2027 грн. обязательный платеж для семьи из четырех человек с совокупным доходом 10 тысяч составляет 928 грн. А после повышения прожиточного минимума до 2118 грн. эта же семья с тем же доходом должна будет отдавать за коммуналку уже 885 грн.
Налоги
«Для первой группы плательщиков единого налога ставка устанавливается в пределах 10 % прожиточного минимума», — говорится в ст. 293 Налогового кодекса. Так, до 1 июля показатель ПМ для работоспособного населения составляет 2102 грн., а ставка — 210,2 грн. После первого июля прожиточный минимум будет 2197 грн., а ставка — 219,7 грн.
Алименты и выплаты военнослужащим
От размера прожиточного минимума также зависит разовая материальная помощь украинцам, которых призывают на срочную службу в армию (она составляет два ПМ) и минимальный размер алиментов. Напомним, что размер алиментов определяет суд, он зависит от многих факторов. Законом же определены только минимальные размеры алиментов — не меньше половины прожиточного минимума на ребенка.
На днях Офис президента обнародовал новый график повышения минимальной заработной платы, согласно которому «минималку» собираются внепланово повысить до 5000 гривен. Предполагаемая дата нововведения — 1 сентября 2020 года.
Но на этом правительство не останавливается. По задумке Шмыгаля и его команды минимальная заработная плата должна с 1 января 2021 года подняться до 6000 гривен, а с 1 июля 2021 года — до 6500 грн.
Главе государства наполеоновские планы Кабмина, не получившего, напомним, вотума доверия от Верховной Рады, понравились. «Выглядит вполне реалистично», — прокомментировал президент Владимир Зеленский идею повышения «минималки».
В то же время, закон о Государственном бюджете на 2020 год не предусматривает повышения минимальной зарплаты. Также эксперты указывают, что рост «минималки», не продиктованный потребностями экономики и экономическими реалиями, приведет только к росту цен и к дополнительным 2—3 процентам показателя годовой инфляции.
Примечательно, что в эти же дни, когда правительство сочиняло график роста минзарплаты, Европейская бизнес-ассоциация провела экспресс-опрос среди работодателей Украины. По информации специалистов ЕБА, 68 % представителей бизнеса уже полностью или частично вернулись к работе в офисе.
Согласно результатам опроса, 21 (!) процент работодателей думают о сокращении оплаты труда сотрудников в ближайшие полгода. При этом 69 % опрошенных планируют оставить уровень заработных плат без изменений. Над повышением размышляют всего 9 процентов работодателей.
Интересна для анализа и кадровая политика компаний. Так, планируют сохранить персонал компании в неизменном составе 60 % предпринимателей. Над сокращением штата сотрудников думают — 28%. Новых работников ищут 13 % опрошенных компаний.
Думается, что особо комментировать эти цифры нет смысла. Только две трети бизнеса хоть как-то вернулось к работе, из них чуть больше половины только планирует (!) оставить неизменным количество работников и зарплату, что была до карантина. А больше трети опрошенных бизнесменов иллюзий уже не строят. И людей сократят, и зарплаты урежут.
И еще одна цифра. В период карантина без работы осталось 360 тысяч украинцев. Данную цифру обнародовал Госцентр занятости. Теперь они ждут выплат, которые парламент выделил на борьбу с коронавирусом, а это почти 5 миллиардов гривен на пособия по безработице.
Возникает вопрос: какими экономическими и бюджетными «маяками» руководствовались члены правительства, когда рисовали «план» повышения минимальной заработной платы?