Сollaborator

предложите новость

форма отправки новости
X

    Одесса, Айвазовский и… Аляска, — связь есть? Связь есть!

    157 лет назад, 12 декабря 1862 г., на должность генерал-губернатора Новороссийского края был назначен генерал от инфантерии Павел Евстафьевич Коцебу, эту должность он занимал до 1874 года, когда должность генерал-губернатора была упразднена.

    Павел Коцебу, был сыном известного немецкого драматурга (не менее популярного, чем Гетте) Августа Фридриха Фердинанда фон Коцебу, который погиб от руки немецкого студента.

    Павел Коцебу

    Павел был участником более 20 военных компаний на Кавказе, в Бессарабии,Польше, войнах с Персией и Турцией, военных действий на Дунае, в Крыму и обороне Севастополя. Имел множество наград, в том числе: орден св. Георгия 3-й степени, алмазные знаки ордена св. Андрея Первозванного, орден св. Георгия 4-й степени, золотое оружие с надписью «За храбрость». За военные заслуги, в 1874 году ему был пожалован графский титул.

    Современники называли Коцебу «Крошкой» за удивительно малый рост — 138 сантиметров. Тем не менее, Крошка Коцебу являлся одним из руководителей военной разведки РИ.

    После 40-летней военной службы, в возрасте 60-ти лет, именным указом императора от 12 декабря 1862 года, он назначается Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором и командующим войсками Одесского военного округа.

    1860—1870-е годы стали уникальной для Одессы эпохой, когда в городе и крае одновременно правили два уникальных адимнистратора: последний из всевластных генерал-губернаторов старого типа, Павел Евстафьевич Коцебу, и первый из плеяды прославленных руководителей городского ранга — Николай Алексеевич Новосельский.

    За время своей деятельности он сумел решить важную проблему изоляции Одессы и части Новороссии от внутренних губерний РИ. При нём были построены железные дороги соединившие город с Киевом, Кременчгом, Кишенёвом. Значительно улучшены и водные пути сообщения путём работ по укреплению фарватеров в Керченском проливе и очистке порогов Днепра.

    За время его правления было завершено мощение улиц гранитом, проведено газовое уличное освещение, запланирован мост над Карантинным спуском.

    Мост, кстати, был возведен лишь в 1892 году по улице Почтовой (ныне Бунина), на его решетке, с внешней стороны, сохранилось старинное изображение дореволюционного царского герба Одессы. Большой литой щит с рельефным двуглавым орлом и якорем заметен лишь с Карантинного спуска, отчего и пережил советскую эпоху

    Помимо моста, в честь Павла Коцебу была названа и глазная больница, построенная в 1876 году на Французском бульваре (Павловская). Именно она стала предшественником нынешней клиники Филатова.

    При непосредственном участии Л.Е. Коцебу организовано Одесское общество изящных искусств и открыта Одесская рисовальная школа.

    22 августа 1864 года в Одессе в четырех комнатах наемного помещения был открыт «приют для беспомощных младенцев и беднейших родильниц». С 1873 года приют стал именоваться «Павловским», в честь Новороссийского генерал-губернатора графа Павла Евстафьевича Коцебу. Этим актом Общество для призрения младенцев и родильниц выразило свою глубокую благодарность Коцебу за помощь и поддержку в их работе.

    В 1865 году был открыт Новороссийский императорский университет, преобразованный из Ришельевского лицея, в котором была учреждена стипендия имени П.Е. Коцебу.

    Были построены казармы для войск, военный госпиталь и открыто юнкерское училище.

    Специальным рескриптом поздравил его император Александр второй, отметив заслуги перед Престолом и Отечеством пожаловав императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного, украшенный бриллиантами.

    В 1874 году должность Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора была упразднена.

    Известный думец Симон Берштейн тогда высказался на сей счет:

    «Отмена порто-франко и генерал-губернаторства поставили Одессу в положение юноши, окончившего обучение и предоставленного ныне самому себе».

    Город перестал быть столицей Новороссии, он потерял значение центра пребывания губернских властей первого ранга. Прошла эпоха личного покровительства монархов городу и краю.

    А Петр Коцебу получил новое назначение — Варшавским генерал-губернатором, там и скончался.

    В 1914 году, бюст П.Е. Коцебу был установлен в здании Городской Думы.

    Ну и немного малоизвестных, но очень любопытных фактов о Коцебу:

    В Одессе есть украшенный старинными гербами и ажурными перилами мост Коцебу, а вот на Аляске есть целый город. Он назван так по заливу Коцебу, а тот, в свою очередь,  в честь российского мореплавателя Отто Евстафьевича Коцебу. Отто был сводным братом одесского губернатора (сыном отца от первого брака) и одним из самых известных мореплавателей РИ, совершившим свое первое кругосветное плавание в возрасте 15 лет. Оба брата были близкими родственниками блестящей морской династии Крузенштернов, представители которой также были тесно связаны с Одессой.

    В честь губернатора Новороссии генерала Коцебу был назван пароход, который первым прошел по Суэцкому каналу в ноябре 1869 года. На нем находилась представительная делегация России, в составе которой был и Айвазовский, которому было поручено запечатлеть церемонию открытия канала и сам канал. Картины художника оставались на корабле и когда тот, 16 апреля 1895 года столкнулся у мыса Тарханкут с транспортом Черноморского флота «Пендераклия», ушли на дно вместе с ним.

    «Генерал Коцебу» был обнаружен представителями Черноморского центра подводных исследований в 2015 году. Он принадлежал Российскому обществу пароходства и торговли, был построен в Англии в 1866 году и назван в честь губернатора Новороссии генерала Павла Коцебу. Его длина 64 м,  водоизмещение 1250 т, он мог взять на борт более 500 пассажиров.

    В 2018 году экспедиция «Нептун», организованная на средства Фонда президентских грантов по проекту «Крым — перекресток цивилизаций», обнаружила в салоне первого класса затонувшего судна фрагменты как минимум десяти картин. Предположительно, автором некоторых полотен может быть Иван Айвазовский.

    Участники экспедиции предоставили видео, на котором видно текущее состоянии корабля, отделку палубы и место, где находятся картины. По их словам, сейчас поднимать предметы искусства опасно. «Нужно провести масштабную операцию, вытащить картины из-под двухметрового слоя ила, извлечь из трюма, тогда полностью откроется стена, на которой видны фрагменты картин.

    Работы приостановили в мае 2019 года, и пока дальнейшая судьба артефактов не решена.

    Добавить комментарий

    Курсы немецкого языка онлайн – билет в немецкоязычный мир!

    Изучение немецкого языка онлайн уже перестало быть компромиссом и превратилось в удобный, эффективный и по-настоящему гибкий способ освоить один из ключевых европейских языков. Курсы немецкого языка онлайн от Aura School – пример того, как можно совместить живое общение, современные технологии и методику, проверенную международными экзаменами, не выходя из дома. Как же устроены эти курсы, кому […]

    Бензиновые квадроциклы: преимущества классических решений

    В эпоху электрификации транспорта традиционные бензиновые двигатели продолжают удерживать лидирующие позиции в сегменте внедорожной техники. Опытные райдеры знают, что надежность проверенных временем решений часто превосходит современные альтернативы. Решение купить квадроцикл бензиновый остается наиболее практичным выбором для тех, кто планирует активно использовать технику в условиях, где доступ к электричеству ограничен. Классические двигатели внутреннего сгорания демонстрируют превосходную […]

    Знайомство з пивом Guinness: з чого все починається

    Guinness — це більше, ніж просто хмільний напій. Це легенда, з якою варто познайомитися кожному, хто цікавиться світом темного пива. Бренд з’явився в Ірландії ще в XVIII столітті, і з тих пір він встиг стати символом країни і культовим напоєм у всьому світі. Його легко впізнати за насиченим темним кольором, густою піною, а також впізнаваним […]

    Знакомство с пивом Guinness: с чего все начинается

    Guinness — это больше, чем просто хмельной напиток. Это легенда, с которой стоит познакомиться каждому, кто интересуется миром темного пива. Бренд появился в Ирландии еще в XVIII веке, и с тех пор он успел стать символом страны и культовым напитком во всем мире. Его легко узнать по насыщенному темному цвету, плотной пене, а также узнаваемому […]