На военной аллее Второго христианского кладбища в Одессе есть скромный памятник артиллеристу, который был смертельно ранен за три месяца до окончательной победы над фашистами. Бесстрашный разведчик погиб в последний день штурма Будапешта, 12 февраля 1945 года. Из уважения к боевым заслугам командира 105 й гаубичной бригады, Николая Федоровича Лупакова, его тело отправили в Одессу, и похоронили на Втором Христианском кладбище.
Повестку о смерти мужа жена Лупакова получила 2 мая 1945 года — в день падения Берлина, за неделю до дня Победы. Семья Лупакова осталась в Коломне, откуда он ушел в армию, почему его похоронили именно в Одессе, лично у меня выяснить не получилось. На памятнике Николаю Федоровичу нет фотографии, ее, как и многие другие, варварски выдрали из каменной плиты. Прочтите его историю и принесите цветы к месту упокоения героя, у которого в этом городе не осталось родных…
Николай Федорович Лупаков родился в 1912 году в Саратове, после школы окончил курсы чертежников, потом перебрался в подмосковный город Коломну, где у него жила мать, за которой потребовался уход. Молодой чертежник хотел устроиться по специальности на один из местных заводов, но тогда это было сделать совсем непросто, а потому его направили на работу в школу, преподавать черчение и рисование. Молодой учитель, которому не было и 20 лет, преподавал сначала в школе №7, а потом перешел в школу №9 и работал там до 1932 года, когда его призвали в армию. Юношу направили в артиллерийскую школу, по окончании которой он получил офицерское звание и был зачислен в кадры Красной Армии.
В конце 1930- х годов лейтенант Лупаков принимал участие в двух войнах: находясь в рядах 108-го гаубичного полка, он совершил «боевой поход для освобождения Западной Белоруссии», потом принимал участие в войне против Финляндии уже в чине старшего лейтенанта и командира штабной батареи.
Однажды, уже в начале ВОВ, старшему лейтенанту Лупакову дали отряд красноармейцев и приказали любой ценой вывезти ценное оборудование спичечной фабрики им.Ленина из местечка Грузино в Ленинградской области. Отряду удалось остановить атакующего врага в 800 метрах от фабрики, и пока часть бойцов лупаковской команды удерживала этот рубеж, их товарищи помогали работникам фабрики демонтировать станки и другое оборудование, грузить ценные материалы и машины. Под обстрелом врага, по разбитой снарядами дороге, командующий операцией Лупаков вывел свою автоколонну из Грузино без потерь и доставил фабричное имущество в безопасное место. За эту операцию командование представило старшего лейтенанта к ордену Красного Знамени.
К концу 1941 года Николай Федорович Лупаков вырос в чинах до подполковника и был назначен командиром создаваемого заново 213 го пушечного артиллерийского полка. Его новая часть была вооружена 152 миллиметровыми орудиями, и после краткого курса подготовки полк отправился на Юго-Западный фронт, где вскоре отличился в ходе боев 19—25 ноября 1942 года. Полк Лупакова подавил своим огнем восемь немецких артиллерийских батарей. В те же дни, отражая атаку пехоты и танков под Горбатовском, Лупаков приказал вывести 22 орудия на прямую наводку и слаженным огнем уничтожил до 200 солдат и офицеров противника. В декабре 1942 го полк разгромил еще восемь артиллерийских и три минометные батареи, отбил атаку 32 танков, подбив три из них, уничтожил до трех сотен пехотинцев. В январе 1943 года под огонь лупаковских пушек попали еще семь немецких батарей, восемь дзотов, несколько складов с боеприпасами. К исходу зимних боев фронта командование ходатайствовало о награждении подполковника орденом Красного Знамени. В его полку орденами и медалями были награждены 88 солдат и командиров разного ранга. Но эти успехи дались не просто — полк нес потери, а его командир получил ранение и был дважды контужен.
В апреле 1943 года Лупакову, которому тогда шел только тридцать второй год, присвоили звание полковника и поручили сформировать 105-ю гаубичную бригаду большой мощности, которую планировали использовать для разрушения мощных оборонительных сооружений, и дебютом новой части стали боевые операции во время сражений за Донбасс. На реке Миус немцы возвели сильно укрепленный рубеж, и в августе гаубицы Лупакова помогли прорвать линию фронта, разрушая доты и другие узлы массированной обороны. Двигаясь вместе с фронтами, бригада к осени вышла к Днепру, форсировала эту великую реку и ввязалась в бои на Никопольском плацдарме. В начале 1944 года гаубичную бригаду вывели из под Никополя, передав ее в 51 ю армию, готовившуюся штурмовать Крым, прорывая оборону на Перекопском перешейке. Опыт Лупакова, как артиллерийского разведчика, пригодился как нельзя больше: он организовал разведку целей и тщательно планировал огонь бригады, а потому, когда пришел приказ открыть огонь, Лупаков за два дня разрушил шесть дотов, 28 дзотов, 18 наблюдательных пунктов, укрепленные траншеи и батареи немцев, дав возможность советским танкам ворваться на полуостров. Двигаясь вслед за передовыми частями, бригада своевременно вышла на рубежи под Севастополем и своим огнем поддержала штурм города. За эту операцию полковник Лупаков в мае 1944 года получил орден Суворова 2 й степени, а бригада — звание «Сивашская».
Бригада Лупакова в июле 1944 года прибыла на Свирь, где ей предстояло повторить практически тот же трюк, что в 1941 м проделали артиллеристы 108 го гаубичного полка, — их целью стала плотина гидроузла Свирь-3. После того как 203 миллиметровые Б-4 разбили плотину, бригаду снова отправили на юг, где затевалось большое наступление. С войсками двух Украинских фронтов бригада полковника Лупакова пошла на Будапешт, где в декабре 1944 го года завязались тяжелые бои.
Только к середине февраля сопротивление врага было сломлено, и 13 февраля 1945 года было объявлено о том, что «войска 2 го Украинского фронта при содействии войск 3 го Украинского фронта после полуторамесячной осады и упорных боев в трудных условиях большого города завершили разгром группировки противника, окруженной в Будапеште». В приказе верховного главнокомандования №277, объявлявшем об этой победе, среди отличившихся офицеров был назван и полковник Лупаков, но сам он уже ничего этого так и не узнал…
За мощь оружия и способность решать судьбу любого боя артиллеристов зовут «боги войны», но эти «боги» совсем не бессмертны — пройдя все фронты страшной войны, за три месяца до окончательной победы, в последний день штурма Буды, 12 февраля 1945 года полковник Лупаков был смертельно ранен на улицах уже почти покоренной венгерской столицы.